КОРОТКО О ЖИЗНИ ПЧЕЛ

Жизнь пчел нужно изучать не только по книгам и рисункам, а и путем непосредственных наблюдений за ними. Для этой цели очень удобно пользоваться так называемым наблюдательным ульем.

Такой небольшой улей нетрудно построить самому. Он представляет собой узенький ящик размером в одну рамку с остекленными боковыми стенками. На толстой доске, которая будет дном улья, укрепляются его передняя и задняя стенки. В верхней части их делаются фальцы для плечиков рамки, которые будут висеть на них. Торцовые (передняя и задняя) стенки соединяются застекленными рамами, являющимися боковыми стенками улья. Чтобы не было щелей, эти рамы лучше вставить в выбранные со всех 4 сторон четверти. Сверху улей накрывается потолочной дощечкой.

Расстояние между остекленными стенками делается в 48-50 мм (толщина рамки 25 мм, расстояние межд рамкой и стеклами не менее 7,5 мм, итого 40 мм, а так как сот в рамке нередко бывает отстроен шире рамки, то ширина улья внутри увеличивается до 48-50 мм) Длина рамки 435 мм, промежутки между боковыми планками рамки и передней и задней стенками улья по 7,5 мм, а всего, следовательно, 450 мм. Высота улья внутри определяется высотой рамки (300 мм), расстоя пием между рамкой и потолочной дощечкой (10 мм) и подрамочным пространством (около 40 мм). Подра мочное пространство делается такого размера, чтобы под рамкой можно было поместить кормушку. Последняя представляет собой низкий длинный узенький ящичек, который вдвигается в улей через отверстие в зал ней его стенке. Чтобы пчелы не тонули в кормушке, в нее Помещается тоненький плотик с большим количечеством отверстий или прорезей, через которые они и берут корм. Таким образом, высота внутри улья, т. е расстояние от пола до потолочной дощечки, равна 350 мм. В передней стенке улья внизу прорезается ле гок. Дно чаще делают длиннее улья, чтобы оно одновременно служило и прилетной доской для прилетаю щих и вылетающих пчел.

Для утепления улья и чтобы в него не проникал свет, беспокоящий г. дел, делают на петлях вторые боковые стенки из толстой фанеры или тонкой шелевки ь легких рамках. Эти стенки открываются лишь на время осмотра или наблюдений за пчелами. Сверху делается легкая крышка.

Если наблюдательный улей устраивается вне помещения, то на периоды похолоданий его следует утеплять, накрывая чехлом, сшитым из тонких простеганных матрасиков, а для защиты от дождя над ним делают навес. Можно поместить наблюдательный улей и в помещении, например на террасе или в пчеловодном павильоне, устройство которого будет описано дальше, или з летней комнате. В этих случаях леток из улья должен вплотную примыкать к отверстию, сделанному в стенке помещения. К этому отверстию в стене пристраивается небольшая прилетная дощечка, служащая посадочной площадкой для прилетающих пчел.

В наблюдательный улей помещают взятую из обычного улья рамку с сидящими на ней пчелами, в соте которой имеются яйца и личинки в открытых ячейках и личинки и куколки в запечатанных ячейках. В улей стряхивают молодых пчел еще с одной рамки гнезда. При заселении наблюдательного улья необходимо следить, чтобы вместе с пчелами не перенести в него и матку основной семьи. В наблюдательный улей дают запасную матку, если она имеется, либо маточник или же дредоставляют пчелам возможность самим вывести себе матку из имеющихся в соте молодых личинок.

Наблюдательные ульи устраивают не только на одну, но и на 4 и даже 6 рамок, размещенных в одной плоскости. Такие ульи используются обычно в исследовательских учреждениях для наблюдений и опытов, проводимых с научной целью.

В однорамочном наблюдательном улье постепенно будут выводиться молодые пчелы. Через некоторое время следует заменить эту рамку другой. Рамку же из наблюдательного улья нужно вернуть основной семье.

... Откроем заселенный наблюдательный улей, чтобы познакомиться с жизнью наших маленьких крылатых друзей. В центре сота невольно обращает на себя внимание одна пчела - более крупная, с длинным брюшком и сравнительно короткими по отношению к нему крыльями, окруженная другими пчелами несколько меньшего размера. Это пчелиная матка (рис. 2).

Наш знаменитый пчеловод, изобретатель первого улья с рамками, Петр Иванович Прокопович так описывает внешний вид пчелиной матки: Стройность ее корпуса, цвет ее ног, длина, не слишком толстая и не очень тонкая, ее коротенькие крылья - словом, весь ее вид представляет нам особу красивую, приятную и дзеличественную; надобно видеть ее своими глазами  чтобы все о ней величественное, отличное и приятное поместить в свои понятия.

Назначение матки в семье состоит лишь в откладыаании яиц. Вот она осмотрела одну из ячеек сота, повернулась и опустила в нее свое брюшко. Она снесла туда яйцо, прикрепив его перпендикулярно к донышку ячейки. В середине лета матка в сутки откладывает от 1500 до 3000 яиц. Общий вес этих яиц превышает вес матки. За весь же летний сезон она откладывает 150 тыс. и больше яиц. Такое количество яиц она в состоянии откладывать лишь потому, что окружающие ее пчелы ( свита матки ) постоянно кормят ее молочком - секретом имеющихся в их голове железок.
Пчелиные матки
Пчелиные матки откладывают оплодотворенные и неоплодотворенные яйца. Из первых развиваются матки и рабочие пчелы, а из вторых лишь трутни. Кроме откладки яиц, матка никаких работ в семье не выполняет, к этому не приспособлено и ее тело. Она не может ни выделять воска, ни строить соты, ни собирать нектар. Хотя матка и имеет жало, но она никогда не жалит и использует его лишь в борьбе с другими матками. Любопытно, что наши пчеловоды в самую глубокую старину назвали эту особь семьи пчелиной маткой, в то время как в западных странах считали, что она управляет всем населением улья, и прозвали ее королевой или царицей. Но матка все же не то, что мать. И действительно, отложив яйца, пчелиная матка не проявляет больше никакой заботы о своем потомстве. Его выкармливают и выращивают рабочие пчелы.

Развиваются матки из яиц в самых крупных и по особому устроенных ячейках сотов - маточниках. При подготовке пчел к роению они отстраивают на ребрах сотов начатки будущих маточников, так называемые маточные мисочки. В эти мисочки матка откладывает яйца. Через три дня из яйца разовьется личинка. Весь период жизни личинки пчелы кормят ее своим молочком. Через 8.5 дня после того, как было отложено яйцо, пчелы запечатывают маточник крышечкой. Всего на развитие матки от яйца до взрослого насекомого требуется 16 дней.

На протяжении первой недели своей жизни молодые матки совершают кратковременные ориентировочные облеты около своих ульев, чтобы запомнить их месторасположение. Примерно через неделю можно уже наблюдать попытки их вылетать для встречи с трутнями, или, как говорят пчеловоды, брачные вылеты . Об этих вылетах молодой матки Метерлинг писал: ...трутни, окружающие ее, не знают, кто она, пока она живет среди них. Не подозревая, что покидают ее, ... и, может быть, толкали, вылетая стремительно из улья, они летят искать ее в пространство... Их прекрасные глаза, покрывающие голову словно сверкающей каской, узнают ее и желают, только когда она царит в лазури. Каждый день, ... когда солнце светит наиболее ярко и его жгучие лучи достигают крайних пределов неба, они блестящей тучей зылетают на поиски супруги...

За последние годы установлено {В. В. Тряско), что матки покрываются не одним трутнем, а несколькими. В семеприемнике матки обнаружено количество сперматозоидов в несколько раз большее, чем может дать их один трутень. Спаривание маток с несколькими трутнями было подтверждено и непосредственными наблюдениями за их брачными вылетами.

Через несколько дней после встречи с трутнями матки начинают откладывать яйца. Больше они уже не вылетают из улья. Только в том случае, если семья будет роиться, старая матка улетит вместе с роем в подысканное пчелами новое жилье.маточник

Рабочих пчел в улье летом бывает 5-6 кг (50-60 тыс.), а на зиму остается лишь 1,5-2 кг. Появляются они из оплодотворенных яиц, снесенных маткой в обычные пчелиные ячейки сотов. Их развитие продолжается 21 день: из яиц развиваются личинки, из них куколки. превращающиеся в молодых пчел. Яйца личинок и куколок пчеловоды называют расплодом. В открытых ячейках его называют открытым или незапечатанным расплодом, а в ячейках, запечатанных пористыми кры-; шечками из смеси воска с цветочной пыльцой расте ний,- печатным, или крытым, расплодом.

Из одних и тех же яиц, отложенных маткой в пчелиные ячейки, могут появиться и рабочие пчелы и матки. Когда, например, в семье внезапно погибнет матка, то пчелы имеют возможность из молоденькой личинки вывести себе новую матку. Если пчелы кормят личинок весь период их жизни только молочком, т. е. высококалорийным, исключительно питательным кормом, из них развиваются матки. При кормлении же личинок молочком-только-первые-три-дня, а все-остальное-время- так называемой кашицей, т. е. смесью меда с цветочной пыльцой, из личинок развиваются рабочие пчелы.

Пчелиные матки, выведенные в перестроенных в маточники пчелиных ячейках, П. И. Прокополич называл свищевыми матками. Они обычно отстраиваются пчелами на плоской стороне середины сота. Матки же, выведенные в роевых маточниках, оттянутых на заранее заготовленных пчелам мисочках, называются роевыми матками.

Рабочие пчелы - самки с недоразвитой половой системой. Они не спариваются с трутнями. Однако в условиях обильного питания при исчезновении матки и молодых личинок в семье они могут откладывать небольшое количество яиц. В этом случае их называют пчелами-трутовками. Понятно, что трутовки откладывают лишь неоплодотворенные яйца, из которых выводятся мелкие трутни. Заменить матку они не в состоянии.

Рабочие пчелы выполняют все работы, обеспечивающие жизнь семьи. Посмотрим теперь, как же пчелы выполняют эти работы. На соте в наблюдательном улье, помимо размещенных в верхней его части меда и цветочной пыльцы, имеется много ячеек, занятых открытым и печатным расплодом.- Последний тоже запечатан крышечками, но в отличие от меда, крышечки которого состоят из чистого воска, эти крышечки имеют пористое строение из смеси воска с пыльцой. Поэтому воздух мо-- жет проникать к находящимся в них личинкам и куколкам.

Вот из- одной такой ячейки выбирается молодая пчела. Она еще очень слаба, еле двигается, ее подкармливают другие пчелы. Но уже дня через три она пытается принимать участие в работах, связанных с очисткой ячеек сотов от остатков коконов и кала личинок, накапливающихся в них после вывода молодых пчел. Вместе с очисткой края ячеек освобождаются от обрывков крышечек, которыми они были запечатаны.

Наблюдая за другими пчелами, нетрудно заметить, что некоторые из них опускают свои головки в ячейки с личинками. Это пчелы-кормилицы. Личинкам старше трехдневного возраста они дают кашицу, т. е. смесь меда с пергой (цветочная пыльца, сложенная пчелами в ячейки сотов) Перга является белковым кормом пчел, которого особенно много требуется им при выкармливании расплода и отстройке сотов.

К 7-му дню жизни у пчел развиваются находящиеся в голове железки, выделяющие молочко , которым они кормят молодых личинок, а также пчелиных маток, включаясь, если это требуется, в их свиту . В этот же период молодые пчелы делают ориентировочные вылеты для ознакомления с местом расположения своего улья. Пчелы очень чистоплотны и не испражняются в улье. Это наблюдается лишь при заболевании их поносом. В середине ясного летнего дня можно нередко наблюдать как из ульев вылетает масса молодых пчел, которые кружатся вблизи улья в зигзагообразных облетах, а затем постепенно возвращаются обратно. Неопытный наблюдатель легко может принять такие дружные облеты молодых пчел за начало их роения.

Молодые пчелы, кроме того, выделяют воск строят соты и выполняют многие другие работы в улье. Они выносят из улья различный сор, заделывают пчелиным клеем (прополисом) щели, быстрыми движениями крылышек вентилируют гнездо, когда в нем душно. Они же охраняют вход в улей от проникновения в него воровок, т е пчел из других ульев и иных любителей поживиться их медом. Прежде чем переключиться на работу вне улья по сбору нектара и цветочной пыльцы, они занимаются приемом приносимого нектара от более взрослых пчел-сборщиц его.соты с медом

Обычно в возрасте двух с половиной недель пчелы переходят к работе .вне улья-сбору нектара, пыльцы, а также воды и растительных смол (камеди) для прополиса.

В зависимости от нужд семьи пчелы могут долго задерживаться на одной и той же работе и легко переключаться с одних работ на другие. При наличии  семье большого количества личинок очень много пчел занято их кормлением. Во время же сильного взятка даже очень молодые пчелы уже включаются в работу по сбору нектара.

Присмотревшись повнимательнее к соту в наблюдательном улье, нетрудно заметить, что его ячейки неодинакового размера. Кроме небольших пчелиных ячеек, ъ нем имеются и довольно крупные трутневые ячейки с более широкими просветами. Пчелиная матка откладывает в такие ячейки лишь неоплодотворенные яйца. Считают, что когда она опускает брюшко в пчелиную т е сравнительно узкую ячейку, на яйцо, проходящее из яичника мимо семяприемника, обязательно попадают сперматозоиды и яйца откладываются оплодотворенными. При опускании же брюшка в широкую, трутневую ячейку яйцо свободно проходит мимо семеприемника и сперматозоиды на него не попадают. В этом случае матка откладывает яйца неоплодотворенные, из которых получаются лишь трутни. Их развитие продолжается 24 дня, в том числе 3 дня в стадии яйца и 14,5 дня в запечатанных ячейках.

Трутни крупнее рабочих пчел, и на выкармливание трутневых личинок расходуется намного больше корма, чем на выкармливание личинок рабочих пчел. Взрослые трутни тоже поедают много корма. Поэтому пчеловоды стремятся к тому, чтобы в семьях их было возможно меньше.

Трутни нужны лишь как самцы для спаривания с молодыми матками. На пасеках совхозов и колхозов их выводят только в племенных ( отцовских ) семьях. Трутни в поисках молодых маток могут далеко отлетать от своих ульев. Пчеловоду-любителю можно и не заниматься выводом трутней.

Трутни достигают половой зрелости на 12-14-й день своей жизни, после чего они и начинают вылетать для встречи с матками. Спаривание трутней с маткой происходит в воздухе во время полета. Трутень, обнаружив в воздухе молодую матку, устремляется за ней. К ним быстро присоединяются другие трутни, образующие клубок, r котором иногда их насчитывается несколько десятков. Вся группа точно повторяет изгибы и повороты полета матки и постепенно снижается, пока вместе с маткой не упадет на землю. В. В. Тряско, изучавшая и описавшая характер спаривания трутней с маткой, отмечает, что бывают случаи, когда трутни ошибочно окружают рабочую пчелу и даже небольшой сухой листик, поднятый ветром. 

На месте падения клубка удавалось обнаружить трутня, а невдалеке от него и матку. Спаривание происходит очень быстро, и за время брачного вылета матки, продолжающегося 13-18 мин., она покрывается несколькими трутнями. У возвратившейся в улей после брачного вылета матки можно заметить в конце брюшка торчащий из жалоносной камеры так называемый шлейф , или, как его раньше называли, знак оплодотворення . Это (по В .В. Тряско) отслоившиеся от луковицы (часть полового органа трутня) хитиновые пластинки, полость между которыми заполнена мукусом. Вместе с хитиновыми пластинками от луковицы отслаивается небольшой участок ее прозрачной стенки. Перед вторым и последующим спариванием происходит удаление шлейфа из камеры жала матки. Он приклеивается к половому органу трутня, спаривающегося с маткой. Трутни после спаривания с маткой погибают.

Д конце лета, при окончании взятка, пчелы оттесняют трутней с рамок с кормом на стенки и дно улья, а затем и за его пределы. Вне улья трутни быстро погиба¬ ют. В семье же с молодой, еще неплодной маткой, или не имеющей матки, пчелы трутней не изгоняют.

Трутни не могут существовать без рабочих пчел, они не в состоянии добыть себе корма, их тело не приспособлено для выполнения каких-либо работ в улье, они не имеют даже жала.

Нередко трутни залетают в ульи других семей, из которых пчелы не выгоняют их, особенно если они готовятся к роению или выводят себе молодых маток.

Познакомившись с семьей пчел в наблюдательном улье, заглянем теперь в обычный улей. Здесь все население улья и его содержимое размещено на большом количестве, часто на 20-24 сотах, встроенных в рамки. -Пчелы находятся на сотах, а расплод и кормовые запасы в ячейках сотов. Это построенное не на фундаменте или твердом основании, а висящее огромное восковое сооружение. В дуплах лесных деревьев находили соты длиною свыше метра.

Изумительные постройки пчел всегда привлекали внимание всех, занимавшихся изучением их жизни, Ч. Дарвин-отмечает, что ...только глупец может рассматривать удивительное строение сота, столь совершенно приноровленного к известным целям, не приходя в крайнее изумление . Гюбер результатам изучения их посвятил целую книгу. Реомюр первый показал, что форма ячеек сотов, выработавшаяся у медоносных пчел, обеспечивает наибольшую прочность их с наименьшей затратой материала и энергии на постройку.

Если бы ячейку сота строила одна пчела, то она, вероятно, оказалась бы круглой. Но так как ячейки стро-шея-одновременно-многими-пчелами со-всех сторон,- они получаются шестигранной формы, занимая все вместе наименьший объем пространства. Бюффон писал: Если наполнить сосуд горохом или каким-нибудь другим зерном, имеющим цилиндрическую форму, налить в него воды, сколько только вместится в свободные промежутки, крепко закрыть его и вскипятить эту воду, то все эти цилиндрические зерна примут шестигранную форму. Чисто механическая причина этого вполне понятна: каждое зерно, имеющее цилиндрическую форму, разбухая, стремится занять как можно больше места в данном пространстве; от взаимного давления они все по необходимости принимают шестигранную форму.

Каждая пчела также стремится занять возможно больше места в данном пространстве, а так как тело пчелы цилиндрической формы, то ячейки ее вследствие взаимного противодействия необходимо будут шестигранной формы 

Столь целесообразно приспособленная к условиям существования пчел форма и структура восковых построек выработалась в результате длительного процесса их эволюционного развития. У ближайших родичей медоносных пчел, находящихся на более низкой ступени развития, постройки гнезда не так совершенны. В этой -связи нельзя не вспомнить хорошо известное пчеловодам замечание К. Маркса: Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове .

В народных загадках постройка сотов пчелами уподобляется искусству кружевниц и ткачих: Во темной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы , В тесной избушке ткут холсты старушки .

Пчелам приходится рассматривать различные предметы и при быстром полете, и в темноте улья, и внутри цветков. В связи с этим у них в процессе эволюционного развития выработались особенности их зрения. У пчел имеется 5 глаз: три небольших простых глазка, размещенных на темени, и пара сложных глаз по бокам головы, состоящих из нескольких тысяч маленьких глазков-фасеток. Эти глаза особенно сильно развиты у трутней, у которых они почти сходятся на темени. Каждая фасетка дает изображение лишь части предмета а все вместе они обеспечивают изображение в целом. Считают что эти глаза хорошо обеспечивают рассматривание предметов в движении. Поэтому-то они наиболее сильно развиты у трутней, которым надо разыскивать молодых маток в воздухе. Простые глаза пчел как бы дополняют сложные глаза и обеспечивают рассматривание предметов вблизи и в темноте. Рассматривание различных предметов вблизи сложными (фасеточными) глазами давало бы изображение лишь части этих предметов. Маленькие же глазки восполняют этот недостаток сложных глаз.

Пчелы различают не все цвета солнечного спектра. Какие цвета пчелы лучше видят, пчеловод-любитель может установить, проделав следующий несложный опыт.

Невдалеке от улья поставьте скамейку или столик и на их середину положите кусок, например, синего картона На этот картон поставьте блюдечко с сахарным сиропом (в сироп следует положить несколько мелких соломинок или травы, чтобы пчелы не тонули в нем). Через некоторое время на блюдце с сиропом появятся первые пчелы. По мере выбирания сиропа пчелами его следует подливать в блюдце. Если после двухдневного подкармливания пчел вы уберете блюдечко, то пчелы, запомнив место нахождения корма, будут прилетать и по-прежнему искать его на середине скамейки. Теперь положите ближе к одному концу скамейки синий картон а ближе к другому картон иного цвета, например красный. На оба картона поставьте по одинаковому блюдечку с сахарным сиропом. Вскоре вы заметите, что пчелы будут подлетать блюдечку с сиропом на синем картоне (если он, конечно, отодвинут от середины скамейки не на очень большое расстояние), не обращая никакого внимания на сироп в таком же блюдечке на красном картоне. Лишь через некоторое врем;я, случайно обнаружив этот сироп, они начнут посещать и второе блюдце. Следовательно, пчелы запомнили, что корм был на картоне синего цвета, который они, очевидно, хорошо видят.

Но если приучать пчел брать корм с блюдечка на красном картоне, а потом поставить блюдечки с кормом на кусках картона красного и серого цвета, то пчелы примерно поровну распределятся по этим кормушкам, т. е. будут искать корм и на красном и на сером картонах. Эти куски картона с кормушками им кажутся одинаковыми, так как данные цвета они не различают.

Аналогичными и более точными опытами установлено, что пчелы хорошо различают следующие 6 цветов : желтый, синий, сине-зеленый, пурпуровый, фиолетовый и ультрафиолетовый. Последний цвет глаз человека не видит, а пчелы его замечают даже лучше, чем все остальные цвета. Некоторые цвета пчелам кажутся одинаковыми, например желтый и оранжевый, а некоторые представляются им лишь более светлыми или более темными.

Интересно отношение пчел к белому цвету. К. Фриш пишет, что Герц ...исследовала различные образны белой бумаги и обнаружила, что некоторые из них поглощают ультрафиолетовые лучи. К такой белой бумаге пчелы приучаются легко. К бумаге же также белой, но отражающей ультрафиолетовые лучи подобно другим лучам, видимым для человека, пчел приучить трудно; они не запоминают ее цвета и не приучаются уверенно находить ее среди бумажек других оттенков белого и серого цвета. Однако глаз человека не в состоянии различить эти два сорта белого цвета . Считают, что и предметы покрашенные разными (т. е. цинковыми и свинцовыми) белилами, воспринимаются пчелами неодинаково Предметы, например ульи, покрашенные цинковыми (т е поглощающими ультрафиолетовые лучи) белилами дотжны казаться пчелам сине-зелеными, покрашенные же свинцовыми белилами (отражающими ультрафиолетовые лучи) вообще мало заметны для пчел.

Мазохин и Поршняков (Биофизика, 1959 г) применив новую методику исследований путем выработки дифференцированного рефлекса на распознание одного из цветов на фоне другого, показали, что пчелы хорошо различают зеленые, желтые и оранжевые цвета.

Даумер (в одном из немецких журналов) приводит - Исследования показали что многие цветы одинаковой для человека окраски (обследовано 204 цветка и 60 листьев) бтаго даря различному отражению ими ультрафиолетовых лучей пчелам кажутся разными. Так, синие и фиолетовые Цветки пчелы видят не менее чем в 4 различных цветовых тонах. Красные цветки воспринимаются ими в зависимости от степени отражения ультрафиолетовых лучей, как пчелиные ультрафиолетовые или как пчелиные черные Листья должны казаться пчелиными серыми со слабым оттенком пчелиного желтого На этом менее окрашенном фоне цветы выглядят более - пчелами воспринимается иначе, чем глазом человека (например белые розовые, лиловые, желтые, оранжевые и др.).

При помощи фотосъемки цветков в ультрафиочето- невооруженнььм человеческим глазом. 

Пчелы лучше различают те цвета, в которые окрашено наибольшее количество цветков медоносных растений. Так, из 482 видов медоносных растений, обследованных в Германии и Швейцарии, цветки у 152 видов оказались белыми, а у 330 фиолетовыми и синими с небольшим количеством красных. Рут отмечает, что из 34 разновидностей фиалок 17 имеют синие цветки, 4 фиолетовые, 6 желтые и 7 белые. Из 197 видов мотыльковых 24 имеют синие цветки, 88 фиолетовые, 39 белые и 13 красные. Из 120 видов губоцветных-33 синих, 24 белых, 4 желтых и 12 красных. Красные цветки растений особенно охотно посещаются птицами и бабочками. Кроме того, многие красные цветки в действительности являются пурпуровыми и пчелам кажутся синими.

Пчелы различают и некоторые формы предметов, причем эта способность выработалась у них также применительно к форме цветков тех растений, которые выделяют нектар. Другими словами, они различают главным образом степень расчлененности формы предметов, особенно если они напоминают лепестки цветков.

Отмеченные особенности зрения пчел необходимо учитывать при покраске ульев. Иногда ульи с пчелами, например в павильонах, стоят совсем рядом. Чтобы пчелам облегчить разыскивание своего улья, их окрашивают в разные цвета. При этом следует подбирать те краски, которые легче различаются пчелами.

Опытами, аналогичными выше описанным, не трудно установить, как пчелы различают запахи и аромат цветов. Обоняние у пчел развито очень сильно. Они по запаху быстро находят, например, открытый мед, оставленный невдалеке от пасеки или даже в помещении. Разыскивая цветки медоносных растений, они издали обнаруживают их по внешнему виду, а вблизи отличают от других похожих цветков по запаху.

Аромат цветов зависит от характера эфирных летучих соединений, выделяющихся в их лепестках. Цветки различных растений, как известно, по восприятию человека характеризуются самыми разнообразными запахами: от самых тончайших ароматов до противных запахов падали. Последние особенно охотно посещаются мухами. Пчелы массами посещают цветки растений так называемой терпеновой группы (мелиссы), а также растения с парафиноидными соединениями (липы), с бензолоидными соединениями (белая акация, резеда и многие другие). В то же время пчелы менее охотно летяi на цветки растений с аммиачными соединениями, например спиреи, боярышника, бузины, и избегают цветков с индолоидными соединениями, напоминающими запах падали.

Благодаря тому, что органы обоняния у пчел расположены на наружной стороне 8 члеников-усиков, они в состоянии воспринимать разными члениками одновременно два различных запаха, например разных частей цветка, тогда как в носу человека эти запахи перемешиваются в один общий аромат цветка.

Обоняние пчел теснейшим образом связано с чувством осязания, так как органы последнего находятся на тех же усиках вперемежку с органами обоняния. Считают, что в результате этого пчелы по запаху получают впечатление и о форме предмета. Нам трудно представить себе это, так как осязание у нас наиболее тесно связано со зрением. Взглянув, например, на зеркало и иголку, мы ясно прадгтя.вляем, что зеркало гладкое, а иголка острая. Пчелы же и по запаху могут раз личать круглое от острого и т. п. 

Окраска цветов, их аромат, выделение ими нектара, -а также их цветочная пыльца привлекают насекомых,- в том числе и медоносных пчел. Последние, перенося -с одних цветков на другие большие массы пыльцевых-зерен, накапливающиеся между волосками их тела, -обеспечивают перекрестное опыление цветков, т. е. неродственное размножение.

Эта удивительная приспособленность растений пчел друг к другу выработалась в результате длительного эволюционного развития.  Аллен справедливо замечает, что ...в цветущий сад землю превратили на секомые . Многие ветрэопыдяемые растения с их мелкими невзрачными цветочками постепенно приспособились к более совершенному опылению насекомыми, требующему несравнимо меньшего количества пыльцы. При этом насекомые доставляют пыльцу .в буквальном смысле по назначению, тогда как ветер разносит ее куда попало. Из растений, опыляемых насекомыми, более жизненными оказывались те, у которых совершеннее развивались способы привлечения насекомых, приносивших им большее разнообразие генетически разнородных пыльцевых зерен.

Чем выше количесво сахара в сиропеконцентрация сахара в нектаре и чем больше его выделяется цветками, тем охотнее посещают их пчелы. Опыт, проведенный К. Фришем, дал следующие результаты (табл. 1.).

Установлено, что даже осенью, когда очень мало цветущих растений, пчелы не берут нектара или сиропа для подкормки, в которых содержится меньше 5% сахара. В летнее время, особенно при наличии взятка, этот процент значительно повышается.

Пчелы различают не только сладкое, но и горькое, соленое, кислое. Вкусовые ощущения у них очень схожи с таковыми у человека. Однако степень сладости, горькости и солености продуктов по-разному воспринимается пчелами и человеком. Из 34 испытанных в опытах К- Фриша Сахаров и сахароподобных веществ сладкими для пчел оказались лишь 9, а на вкус человека они все были достаточно сладкими.

Пчелы очень чувствительны к соли. В опытах В. А. Нестерводского поилки с водой, в которых соль содержалась в различных количествах, посещались пчелами так (цифры приведены в процентах):

содержание соли в воде

Пчелам требуются минеральные соли, в том числе и поваренная соль, но в очень небольших количествах.

Значительно менее чувствительны пчелы к горьким веществам. Например, прибавка к сахарному сиропу небольшого количества хинина делает его неприемлемым для человека, а пчелы берут его очень охотно. На этом основании в ряде стран к сахару, отпускаемому для подкормки пчел по пониженным ценам, прибавляют так называемый Октозан - горькое соединение тростникового сахара с уксусной кислотой (октоэнетилсахароза). Несмотря на горький привкус такого сахара, пчелы его охотно берут. Октозан безвреден как для пчел, так  и для человека. Через несколько недель он разлагается и, таким образом, на качестве меда не отражается.

Пчелам свойственно так называемое чувство времени . Если несколько дней подряд вблизи от улья в определенные часы выставлять кормушку с сиропом, то легко заметить, что они будут появляться в это время на месте кормления даже и в том случае, если та.м не будет никакой кормушки. Однажды в глубокой штольне были выведены молодые пчелы. В определенные часы дня их приучали брать корм из кормушки, которую помещали невдалеке от улья. Через несколько дней именно к этому .времени пчелы появлялись уже на месте кормления. В штольне было лишь электрическое освещение, дневной свет туда не проникал и выведенные там пчелы за всю свою жизнь не видели его. Несмотря на это, они безошибочно определяли время кормления, следовательно, и время суток. На XVI Международном конгрессе пчеловодов в Вене доложены были результаты такого опыта. Пчелы, приученные брать корм в определенные часы дня, были перевезены самолетом в Америку. Оказалось, что они и там искали корм в те же часы по европейскому времени.

Пчелиная семья представляет собой единую биологическую единицу, все члены которой находятся в постоянном тесном контакте друг с другом. Если присмотреться к ним в наблюдательном улье, то легко заметить, как многие из них протягивают друг другу хоботки и обмениваются пищей. Скармливание небольшого количества радиоактивного вещества одной или нескольким пчелам через очень короткое время позволяло обнаружить наличие этого вещества у большинства пчел семьи. По данным Е. Лепика. отравляющие вещества, употребляемые для опрыскивания и опыливания растении с целью борьбы с вредными насекомыми, которые заносятся в улей пчелами - сборщицами нектара, -быстро распространяются по всей семье при передаче корма одними пчелами другим. Такие беспрерывные кормовые контакты имеют большое значение в их жизни. Английский исследователь пчел С. Рибэндс показал, что широкий обмен кормом между пчелами придает им общий запах, по которому сторожевые пчелы отличают своих от чужих пчел.

Кормовые контакты между пчелами, как показали исследования за последние годы английского ученого С. Г. Батлера, позволяют им ощущать наличие и отсутствие в семье их матки. Если разделить семью пчел рамкой с проволочной сеткой пополам, то в той половине, где не оказались матки, пчелы быстро начнут закладывать свищевые маточники. Если же перед этим разделением семьи матку подержать некоторое время е клеточке и выпустить лишь при разделении семьи, а клеточку передать половине семьи, оказавшейся без матки, то закладка маточников задержится. Пчелы взбираются на клеточку, дотрагиваются до нее усиками, вообще ведут себя так, как е сли бы в клеточку вернули им матку. Однако уже примерно через час пчелы не обращают па клеточку никакого внимания.

Исследованиями установлено, что на теле матки выделяется так называемое маточное вещество . Его выделяют все части тела матки, но, по-видимому, на голове оно выделяется наиболее обильно. Маточное вещество можно смыть или растворить в этиловом спирте и ацетоне и таким образом получить его экстракт. Пропитанное им какое-нибудь пористое вещество, например сердцевина бузины, будет оказывать на пчел влияние, напоминающее- влияние на них матки данной семьи.

Пчелы, окружающие свою матку, слизывают с ее тела маточное вещество. При постоянных же кормовых контактах между ними оно передается от одних пчел другим. В случае гибели матки или при отмеченном выше разделении семьи пополам прекращается поступление маточного вещества. Пчел охватывает состояние безматочной семьи, и они стремятся заложить вывод себе новой матки.

О появлении новых источников корма пчелы могут узнавать друг от друга. В этом легко убедиться, проделав следующий небольшой опыт. Вблизи наблюдательного улья поместите кормушку (например, блюдце) с медом иди сахарным сиропом. К сиропу для придания запаха прибавьте одну-две капли мятного или анисового масла. Несколько пчел, которые появятся на кормушке, пометьте, например, небольшим пятнышком белой краски, нанеся ее на их спинки тоненькой кисточкой. Пчелы, набравшие корма с блюдца, поднимутся в воздух, сделают над ним несколько зигзагообразных облетов и вернутся в свой наблюдательный улей. Здесь на соте меченые пчелы передают из хоботка в хоботок принесенный ими корм другим пчелам. Затем они выполняют характерные движения, получившие название вербовочных танцев пчел. Танцовщица кружится на одном месте, описывая круг сначала в одном направлении, затем в другом. Этот танец часто продолжается полминуты и больше. Нередко эта пчела переходит на другое место и там вновь повторяет те же движения. Пчелы, окружающие танцовщицу, обнюхивают ее и спешат вылететь из улья на поиски корма с таким запахом, каким пахло от танцевавшей пчелы. Вскоре и сама танцовщица вылетает за новой порцией найденного ею корма. Так постепенно на кормушке будет увеличиваться количество пчел, забирающих корм. При этом и новые пчелы, вернувшись в улей, будут выполнять такие же танцы, пока не начнет иссякать данный источник корма. Пчелы-танцовщицы приносят в улей запах корма или нектара посещавшихся ими цветков как на своем теле, так и с собранным ими нектаром, который они передают другим пчелам.

Чем больше обнаружено пчелами корма или нектара, тем энергичнее выполняются ими танцы. Разные пчелы-сборщицы из одного и того же улья одновременно находят различные медоносные растения. Цветки одних растений выделяют много нектара, а других мало, неодинаково и количество этих цветков. Однако благодаря разной интенсивности танцев пчел будет больше там, где оказалось больше нектара. Так происходит увеличение посещаемости пчелами обнаруженных ими новых зацветающих медоносных растений.

Но если медоносные растения (или кормушки) найдены пчелами на расстоянии от улья в 100 и более метров, то вербовочный танец выполняется ими по-другому. Этот вид танца К. Фриш, впервые подробно изучивший танцы пчел и описавший их значение, назвал

виляющим танцем в отличие от описанного выш? танца, названного им круговым танцем . Пчела, вер-нувшаяся в улей с кормом, найденным на расстоянии свыше 100 м от улья, пробегает немного по прямой ли нии, быстро виляя брюшком из стороны в сторону, затем делает полный (на 360°) поворот налево, снова бежит по прямой и делает полный поворот направо (или наоборот). Весь этот цикл пчелы многократно повторяют. К. Фриш отмечает, что дальность расстояния ...выражается довольно точно числом поворотов пчелы, исполняющей виляющий танец в единицу времени. Постепенно перемещая кормушку на все большее и большее расстояние от улья, мы после довольно напряженных и увлекательных опытов удалили ее от улья на 6 км. Мы подсчитывали число поворотов в единицу времени (15 сек.) у танцовщиц, возвращающихся с кормушек, удаленных от улья на различные расстояния от 100 м до 6 км . При расстоянии 100 м пчела совершала 9-10 полных циклов за 15 сек., при расстоянии 200 м -7 циклов, при 1000 м - 4,5 цикла, а при 6000 м-только 2. Установив эту зависимость между числом поворотов и расстоянием до кормушки, мы могли при помощи секундомера определять, как далеко летала танцующая пчела .

Невольно возникает. вопрос: почему пчелы, прилетая с близких и дальных мест, танцуют неодинаково? Ответ на это дала лаборатория физиологии низших животных института физиологии им. И. П. Павлова АН СССР. Н. Г. Лопатиной установлено, что та или иная форма танца у сборщицы появляется не сразу после ее первого возвращения с обнаруженного корма, а формируется постепенно. Она пришла к заключению, что появление танца связано с определенным уровнем воз буждения нервной системы пчелы. Специальными опы тами (в которых пчелы получали корм легко и с различными затруднениями) Н. Г. Лопатина показала, что путем изменения уровня возбуждения нервной системы пчелы можно получить любое количество восьмерок при одном и том же расстоянии кормушки от улья. Снижение сахаристости нектара или уменьшение его количества, а также трудность его добывания ведут к прекращению танца и сокращению мобилизуемых на взяток пчел. Повышение же количества нектара и его сахаристости и легкость добывания его повышают уровень возбуждения и вызывают танцы пчел. Таким образом, чем дальше от улья источник взятка, тем с большим возбуждением возвращаются с него пчелы, что и приводит к появлению восьмерочного танца у пчел. Степень возбужденности танцовщицы, очевидно передается окружающим ее пчелам и отражается на дальности вылета их на поиски нектара.

Пчелы, возвращаясь в улей со взятком, разыскивают его по имеющимся на местности ориентирам (деревья, кустарники, дома, водоемы, дороги и пр.). Но на местности, лишенной ориентиров, например в степи, на крупных массивах полевых культур, им оказывает помощь в этом и направление солнечных лучей, Они находят улей с довольно больших расстояний, нередко улетая за взятком за два километра и больше. Но если улей, стоявший, например, около дерева, перенести от него на небольшое расстояние в сторону, то пчелы возвращаются на место прежней его стоянки и лишь с трудом после длительных поисков находят его на новом месте. Рели же улей отнести на несколько метров, то они могут и совсем не найти его. В то же время на-открытом-месте,-где около-улья-не-было
ориентиров, при переносе его на такое же расстояние они безошибочно находят его. 

Еще известный французский исследователь насекомых, современник Ч. Дарвина, Ж- А. Фабр отмечал, что насекомые отличаются ясной памятью при распознавании местности и ограниченной при распознавании собственного жилья. Чтобы убедиться, как ориентируются пчелы по солнцу, проделайте следующий опыт. На открытом месте поместите метрах в 100 от улья на юг кормушку. Когда пчелы начнут хорошо посешать ее, кормушку накройте вместе с пчелами и перенесите на некоторое расстояние от улья на север. Пчелы в этом случае полетят с кормушки не к улью, а еще дальше от улья на север и, лишь не найдя его там, постепенно начнут возвращаться в улей. Пчелы привыкли летать от кормушки к улью на север. Когда же вы перенесли их в кормушке, то они полетели от нее также на север. Это говорит о том, что они ориентировались в нахождении улья по направлению лучей солнца.

Однако наземные ориентиры имеют для пчел большее значение, чем направление солнечных лучей. К. Фриш и М. Линдауэр проделали следующий опыт. В незнакомой пчелам местности они выбрали две одинаковые опушки леса. Одна шла с севера на юг, а другая- с запада на восток. Наблюдательный улей поместили около первой опушки. В 180 м от него поставили кормушку. Пчелы летали к кормушке вдоль опушки леса. На другое утро наблюдательный улей перенесли ко второй опушке леса. В первом случае леток улья был обращен на юг, а во втором - на восток. В трех направлениях от улья поместили кормушки с кормом, имевшим такой же запах, что и накануне. Расстояние от улья до каждой кормушки было также 180 м. При этом почти все пчелы, помеченные накануне, оказались на кормушке, находившейся на запад от улья. Если бы они ориентировались по направлению солнечных .лучей, то должны были бы сосредоточиться на кормушке, расположенной в южном направлении. Они летали здесь, как и накануне, вдоль опушки леса, которая, очевидно, являлась для них более ощутимым ориеитиром, чем направление солнечных лучей.

К. Фриш и М. Линдауэр сделали из этого опыта следующий вывод: Край леса, который обозначал линию полета от улья до кормушки, сильнее привлекал внимание пчел, чем небесные ориентиры. Это видно из опытов, в которых оба эти фактора имеются одновременно. Если путь пчел к кормушке лежал параллельно краю леса, а затем семью перемещали на другую, похожую на первую, опушку, но линия леса которой имела другое направление, то большинство пчел ориентировалось по линии леса, а не по небесным указателям . На основании других аналогичных опытов они добавляют, что береговая линия и проселочная дорога на плоской равнинной местности также имели для ориентировки пчел большее значение, чем небесные ориентиры.

Оставить свой отзыв - мнение или совет:


   

Книги отцов - опыт дедов  

   

Поиск по библиотеке:  

   
© • Paseka.pp.ru 2010 - 2016 • Энциклопедия пчеловодства - Библиотека пчеловода - книги отцов - опыт дедов • [email protected]