Пчеловодство в школе.

(Заметки для работников просвещения).

 

Вопрос о сближении школы с вопрос в педагогической литературе и практике. В частности и вопрос о сельско хозяйственном образовании в начальной школе вызвал в свое время много споров и добрых начинаний, но в действительности, так называемая сельская начальная школа старой дореволюционной России имела мало общего с окружающей жизнью, с потребностями многомиллионной массы трудового крестьянства.

 

В задачи господствующего класса не входило желание сделать школу нужной и полезной для трудящихся, и она оставалась сухой, вербальной школой с ее традиционными предметами: чтением, письмом, счетом, а, главное, законом божьим.

 

Октябрьская революция, в корне изменившая социальный и государственный строй, не могла не изменить и системы народного образования. Принципы трудового и социального воспитания, активность, связанная с окружающей действительностью-легли в основу строительства новой советской школы.

 

В настоящее время в педагогической литературе все чаще и чаще обсуждается вопрос о том, чтобы массовой трудовой на селе придать определенный уклон, вытекающий из того комплекса знаний, который могут дать окружающая природа и общественные отношения. Планы и методы работы в нашей сельской школе должны строиться в соответствии с вопросами поднятия уровня нашего сельского хозяйства, а знания приобретать в процессе изучения окружающего сельского хозяйства, главным образом, коллективного и культурного.

 

Не останавливаясь подробно на вопросе о том, в какой форме может и должна выразиться агрономизация нашей массовой школы, мы должны констатировать все же тот несомненный факт, что в настоящее время при бедности нашего хозяйства в целом, нельзя рассчитывать на превращение массовых наших школ в прочные хозяйственные единицы со своим инвентарем, скотом и прочим оборудованием; хорошо будет, если наше учительство сумеет использовать ближайшие опытные станции и пр. культурные учреждения для и выводов.

 

Все же отказываться от какого бы то ни было хозяйства при школе недопустимо, если мы хотим приблизить школу к условиям с.-хозяйства, если мы хотим связать преподавание с жизнью. Во всяком случае при большинстве наших сельских школ найдется хоть небольшой участок земли, где можно развести сад, огород и поставить пасеку.

 

Это небольшое хозяйство при школе может дать очень много интересного в педагогической практике материала для наблюдении и работ, не требуя в то же время больших затрат. Для учителя, имеющего более или менее свободное время летом, занятие рациональным садоводством, огородничеством и пчеловодством является наиболее доступным. Он легче других крестьян сможет достать нужную книгу, получить совет, быстрее разберется в новом деле и кому же как не ему в нашей темной деревне сделаться проводником в гущу крестьянства культурных приемов ведения этих, несомненно, полезных отраслей не говоря уже о применении знаний и опыта в повседневной педагогической работе.

 

Более 3 десятков лет пришлось работать мне одновременно в учителя, пчеловода и садовода, имея связь с очень многими такими же работниками просвещения, и мне хочется поделиться на страницах этой книжки некоторыми знаниями в пчеловодном деле, добытыми долголетним опытом на школьной пасеке. Весьма возможно, что они пригодятся и не только учителю, так как распространение пчеловодных знаний, несомненно, дает большое удовлетворение.

 

Эренфельс когда-то сказал, что пчеловодство есть поэзия сельского и смело можно добавить, что преподавание и распространение пчеловодства есть в свою очередь поэзия самого пчеловодства.

 

Переходя ближе к моей задаче, я должен заметить, что объем знаний и работ по пчеловодству в той или иной школе зависит прежде всего от характера самой школы и от размеров, в которых та или иная школа может организовать свое пасечное хозяйство.

 

Само собою разумеется, что в массовой сельской школе пчеловодство не может иметь места как самостоятельный предмет в курсе и пасека, ведомая учителем, является главным образом материалом для наблюдений и посильного участия в работах на ней детей младшего возраста (до 12 лет), при чем некоторые вопросы, взятые из пчеловодства, могут служить темами определенных комплексов: пчелы и их работа , медоносы, насекомые и цветы.

 

В трех старших группах семилетней школы пчеловодство может уже занять гораздо большее место в связи с прохождением курса Здесь вполне возможно создание кружка юных пчеловодов, могущих заняться более основательным и систематическим изучением пчеловодства и выполнением работ на пасеке.

 

В проектируемой нового типа школе крестьянской молодежи, которая должна явиться надстройкой над четырехлетней трудовой школой и иметь определенный сельскохозяйственный уклон, граничащий с известного рода профессии может занять место даже отдельного предмета, особенно если принять во внимание правильность его для такого возраста, в каком должны быть учащиеся этой школы лет. Я не говорю уже о школах 2 ступени с сел.-хоз. уклоном (на Украине Проф. Школы  и нормального само собою разумеется, возможно продолжение курса пчеловодства в более обширном размере, и работы на пасеке должны воспитывать определенные уже профессиональные навыки.

 

Кроме работы в школе, у сельских работников просвещения есть еще широкое поле деятельности по внешкольному образованию в домах крестьянина. В этом случае лекции и практические занятия на хорошо поставленной школьной пасеке всегда привлекут пчеловодов и не и сыграют немаловажную роль в смысле прививки идей рационального пчеловодства в деревне и объединение на кооперативных началах пчеловодов села или, что еще ближайшего района.

 

В этом могут оказать помощь не только члены ученического кружка, но и члены. Переходя к вопросу о методах работы и организации занятий по пчеловодству, считаю необходимым остановиться несколько дольше на том, каково должно быть соотношение между теоретическим усвоением сведений по пчеловодству и практическими занятиями на пасеке, независимо от контингента слушателей и места, где происходят занятия.

 

Здесь, основываясь на своем долголетнем опыте, я должен сказать, что изучение пчеловодства прямо на практических работах на пасеке не дает большого успеха. Необходимо сначала подготовить учеников теоретически зимою, так как только тогда смогут сознательно отнестись к тому, что увидят летом на пасеке. Твердо зная суть дела, они смогут тогда сосредоточить все свое внимание на тех мелких приемах техники, от совокупности которых в значительной степени зависит успех.

 

Иногда говорят, что важнее всего в пчеловодстве прака теорию можно-де изучить в книге; но это взгляд несколько поверхностный. Теория должна предшествовать практике и не потому, что, как говорит Гете: В практическом деле самое важное-это наличность правильной теории и не потому, что как говорит Берлепш: Раньше изучи теорию, иначе навеки останешься жалким пачкуном , а потому, что наличности теоретической подготовки человек смотрит на практику через хорошо пригнанные по глазам очки и, что еще важнее, смотрит в ту точку, в какую именно ему и нужно смотреть. Если вы в классе покажете детям, напр., чучело дятла, а потом, спрятав его, спросите, какой у него клюв, то от ничего не о дятле получите ответ: На вопрос какой зшоет и какие ноги, вам тоже ответят: Обыкновенные . И только о цвете дятла и величине ответы будут более Те же лица, которые кое-что знали об образе жизни и дятла, ответят вам, что они заметили, что клюв дятла сжат с боков для того, чтобы легко было его всунуть в трещины коры, что хвост имеет жесткие перья, на которые он упирается, вися на стволе, что пальцы расположены иначе, чем у курицы, что два вперед, а два назад, и это вероятно для того, чтобы лучше лазить. Найдется, может быть, и такой, который хотел бы открыть клюв дятла, чтобы посмотреть, как приспособлен язык для накалывания куколок и что значит осматривать предмет без теоретической подготовки и с таковою.

 

Предположим, что вы выполняете какую-нибудь работу в улье, напр., подсаживаете вчера улью матку, и эту работу наблюдают два лица. Закончив спросите того наблюдателя, который ничего не слыхал об этой работе раньше: Ну, как же нужно подсадить матку? , он скажет: Нужно поймать запасную матку в маленьком улье, запереть в клеточку и вставить между далее он скажет, что удивлен кротостью пчел, что вощины часто совсем не похожи на воск, что улей не весь заполнен рамками и тому подобные вещи, к делу не идущие. А как же я взял Да просто правой ножки, брюшко или за что другое? - Кажется, за брюшко, а потом всунули в его другой наблюдатель, который изучал это дело теоретически, как все это нужно внимательно следил, возьмете ли вы матку за грудку, как говорили, и будете ли держать клеточку несколько выше ее, чтобы она сама вошла в так и где я поместил я уже говорил, между Вы поместили ее в середине гнезда, возле червы, где сидят молодые пчелы. Те обыкновенно ухаживают за маткой. Вы прижали клеточку немного к меду, чтобы матка, пока что, имела Вот почему важно прослушать сначала теорию, чтобы знать куда нужно смотреть, а не наблюдать то, что совсем не нужно. Короче сказать: знание теории делает учащихся сознательными при практических занятиях на пасеке, а в работниками на пасеке собственной. Один учебник зазубривается, одна практика дает рутину.

 

Мне скажут, но почему же теоретические занятия не преподать в процессе самих практических занятий. На это я отвечу: что это вполне применимо в мастерских, лабораториях, в кабинетах с мертвым учебным материалом, но не с живыми пчелами, которых работа над ними раздражает, и они своими укусами нервируют начинающего пчеловода. С пчелами часто надо работать как можно скорее, боясь затяжкой остудить их гнездо, или во время взятка отнять драгоценное время медосбора (иногда он во все продолжение лета сводится только к нескольким дням), а во время отсутствия чужих пчел на долго открытый улей.

 

Мне опять возразят: Так вы сначала расскажите, объясните, а потом быстро проделайте то, что нужно . Я много раз пробовал так поступать и согласен продолжать так делать, если вы мне дадите талантливейших, гениальнейших и неутомимых учеников, но если это будут такие, как и я сам, люди, то на пасеке, повторяю, на пасеке, я не добьюсь большого успеха. Погода часто не благоприятствует такого рода занятиям, предвидеть погоду и занятия вследствие этого получат случайный характер. Эта случайность вызывает беспорядок в распределении и ходе других занятий. Наконец, ученики, прослушав теоретическую должны ее усвоить, обдумать, а все это дается не даром и утомляет, и после этого спешная практика над открытыми ульями проходит вяло и наполовину пропадает даром.

 

Но для пчеловодства имеется еще один не к летним занятиям прибавить теоретическую часть, а зимним теоретическим придать характер практический настолько, на сколько это возможно. Возможность же эту легко подготовкою летом моделей, коллекций и тех ульев, о которых я скажу ниже. Этот путь на практике давал мне хорошие результаты и этот путь, по крайней мере в трудовой школе, есть единственный, так как в теперешних условиях собрать учеников в школе летом очень трудно, а при занятиях случайных, не систематических, мы дадим поверхностные знания в пчеловодстве очень опасные: приготовим не пчеловодов.  Зимние занятия отнюдь не должны быть для препровождения времени; они должны быть обязательны для тех, которые изъявили желание изучить пчеловодство, так как надеяться на то, что сам предмет своим живым интересом привлечет начале не вполне возможно. Во всех науках интересные места сменяются более сухими, как в жизни праздники буднями. Раз учениками серьезно дано обещание исполнять требования, стороны учителя должны быть выказаны настойчивость и твердость.

 

Так как вербуются из старших групп, то им остается пробыть в школе еще всего г. и это еще более делает зимние занятия Как ни кажутся странными на первый взгляд практические занятия пчеловодством в зимнее время, но они, повторяю, необходимы.

 

Зимние теоретические занятия отнюдь нельзя себе представлять, как ряд лекций самого преподавателя, в какую бы они увлекательную форму ни облекались. Абсолютному лекционному способу не место в активной трудовой как активный для лектора и пассивный для слушателей, а тем более подвижных юных учеников осужден на смерть и смерть естественную. Вместо него, на время подготовительной к летним занятиям работе пчеловодного кружка в школе, должен быть поставлен метод, который не только на наш взгляд, а по мысли и опыту лучших современных педагогов должен проявиться в наглядном изучении предмета и притом коллективно всем кружком начинающих молодых пчеловодов. Говоря другими словами, теоретическое прохождение пчеловодства я представляю себе так, что только самые сложные вопросы курса, которых нет возможности демонстрировать моделями или другими пособиями, могут излагаться учителем; но во всех случаях, где только предоставляется возможность или на основании пройденного или того, или иного пособия модели, коллекции и пр.) делать те или иные заключения, всего, если их сделает сам кружок. Роль учителя сведется тогда к роли старшего руководителя, живого опытного пчеловода, направляющего мысли, выводы ищущей истины аудитории на правильный, установленный наукой и практикой путь.

 

Для достижения наиболее реальных успехов, необходимо заранее позаботиться о пополнении библиотеки школы литературой по пчеловодству и об организации при школе хоть маленького кабинетика по пчеловодству, где были бы собраны соответствующие модели, коллекции и другие пособия. Я не буду распространяться о приготовлении обычных коллекций, гербариев медоносных растений и пр., а остановлюсь на трех разборных ульях с особенно приготовленными вощинами. На описании их я остановлюсь подольше, имея в не только дать указания относительно приготовления этих вощин, но и ясно представить читателю вообще все явления и признаки, связанные с тем или другим состоянием пчелиной семьи.

Дело сводится к изготовлению, рамок.


Итак, одна из рамок должна быть занята трутневою вощиною. На дно некоторых ячеек вы вклейте яички, скатанные из воска, но несколько крупнее настоящих (иначе их не будет видно). Торчащие вверх будут изображать однодневные, лежащие-двух и трехдневные. Черву чрезвычайно хорошо сделать также из белого воска, скатанного в виде червяка, и покрыть лаком.

Крытую черву удобно приготовить летом, разрезав острым ножом пополам ячейки с готовыми вылупиться пчелами; трупы их выбрасывают с помощью булавки, а срезанная пластинка с крышечками прилепляется обратно на свое Таким же образом запечатанные маточники. По всему этому соту прилепите засушенных пчел, трутней и матку.

Другая рамка изобразит здоровую пчелиную вощину перед роением: 1) с червой, расположенной сплошь, 2) с различными пчелами: старыми (черными, голыми), молодыми (серебристыми), 3) маткой, несущей яйца, и трутнями и 4) маточниками разных возрастов.

3-я рамка изобразит сот, на котором недавно вывелась матка, ее маточник лишен крышечки, соседние маточники сбоку, и матки их убиты не хотят роиться), на другой стороне сота из одного маточника через щелочку торчит хоботок квакающей матки, которую пчелы еще не успели убить. Молодая матка, с приподнятым брюшпрячется между пчелами, не обращающими на нее внимания. Видна только запечатанная черва; из-под крышечек некоторых ячеек торчат усики вылупливающихся пчел.

4-ая рамка представит матку, только-что оплодотворившуюся, на конце ее брюшка висит ниточка, оставшаяся после оплодотворения; ячейки в середине сота вычищены и блестят

Мне приходилось видеть соты с удачно засушенной пчелиной червой (с невынутыми соты в тени на ветре, (их надо покрыть лаком); вокруг них заготовлены перга и мед. Червы нет, маточники превращены опять в мисочки, сот несколько удлинен пчелиной поновкой, вначале буроватой, а затем белой.

5-я рамка представляет период, когда молодая матка занесла яичками довольно много ячеек; черва покрыта плоскими крышечками и, следовательно, хороша; трутневые ячейки свободны от яичек. Одиночные трутни теребятся так как они более не нужны, да и взяток плох.

6-й сот представляет случай, когда молодая матка потерялась, и пчелы завели трутовок. По соту маленькие трутни, выведенные в пчелиных ячейках; яички занесены не сплошь, а гнездами с промежутками, преимущественно в трутневые ячейки, иногда прилеплены не ко дну, а к боковой стенке т. к. трутовке трудно достать дно пчелиной ячейки своим коротким брюшком; имеются яички, отложенные и на перге; в некоторых видны два и более яиц. Взрослая черва в пчелиных ячейках покрыта выпуклыми крышечками (горбатая черва); везде заложены мисочки; многие из них и маточника запечатаны; они длинны, гладки, с перехватом, и насекомое из них не выйдет, так как трутневая личинка не переносит маточного корма. Эти маточники доказывают недовольство пчел своими трутовками.

В углу вставлена клеточка с плодной маткой, порой ползает несколько кормя матку своими хоботками - это служит признаком, что они матку принимают и что ее можно было бы выпустить (бес. XIII, §§ 2-3). На краю сота протянут узкий трутневыи язык.

7-й сот представляет ту же деятельность трутовки, но в такой семье, в которой пчелы уже состарились и потому не маточников. с запертой в ней плодной густо облеплена пчелами, тычущими брюшками в решетку: это признаки того, что они не хотят принимать матки (гл. XIII, §§ 2-4).

8-й сот представляет старой негодной матки: черва расположена вразброс, многие пчелиные ячейки покрыты выпуклыми крышечками, доказывающими, что у матки не хватает уже оплодотворяющего семени трутня, остается не долго жить: внизу находится из которого только что вышла молодая матка; она проживет некоторое время вместе со и это есть единственный случай, когда в одном гнезде уживаются вместе 2 царицы: дряхлая матка и молодая дочь ее.

9-й сот представляет собою безматочный улей. Трутней много; кое-где построены мисочки; иные из них набиты блестящей пергой. Червы нигде не видно.

Имея, кроме этих 9 сотов, еще несколько обыкновенных, с удобством можно у себя в классе заниматься преподаванием пчеловодства. гнезда и помещая в них тот или другой из переименованных 9 сотов, можно предлагать детям определять состояние семей, причину их неблагополучия и средства к их исправлению; можно роить пчел искусственно, словом, исполнять все летние работы. Занятие это, размышления, благодаря массе могущих встретиться до того интересно, что дети не могут оторваться от него. Сообщая ученикам известный прием, не преминете рассказать им о местных суевериях и обычаях, сильно вредящих пчеловодству.

Так, напр., говоря о необходимости весеннего кормления (густым медом) оголодавших семей, скажите, что на многих пасеках пчелы, желая спасти себя от голодной смерти, выбрасывают из ячеек черву; так как это случается обыкновенно после цветения верб и до начала цветения садов, то пчеляки будто пчелы находят черву, вскормленную вербовым медом (вербовую), худшую сравнительно с яблоневою, и, желая опростать ячейки к цветению яблонь, выбрасывают вербовую черву вон. Не понятно им только, почему пчелы, заведшие у себя хорошую яблоневую черву, вместо выброшенной вербовой, обыкновенно в этот год не роятся и не дают дохода.

 

Приготовить эти соты в одно лето довольно трудно и дорого, но ими следует исподволь, пользуясь для этого случаями. Соты до некоторой степени можно заменить вклеенным в рамки картоном, на котором вышеозначенные или толстой

 

В этих случаях учебные быть и маленького размера.

 

Ячейки, изображающие на искусственной вощине крытую черву, можно бурым воском. Маточники особо руками.

 

15. Или другой пример: существует у некоторых суеверие что будто бы пчел нельзя продавать: от этого, говорят, переведется вся пасека. Если это иногда и случается, то причина тут в том, что покупщик приобретает, конечно, самые лучшие ульи, оставляя хозяину мало годные. Ухудшение пасеки случится и у пасечника, выбивающего каждую осень самые прилежные, медистые ульи, надеясь, что слабые на другой год поправятся. В обоих случаях происходит вырождение породы пчел в силу закона наследования качеств и свойств родителей новыми поколениями.

 

Или еще третий случай; пчеловод в начале цветения поздней гречихи имеет, хотя небольшой, но очень тяжелый улей. Гречиха отцвела, взяток был прекрасный, а улей сделался легким и при выбивке оказался маломедным. Тут, конечно, дело не пасечник; а на самом деле оно очень просто: во время взятка весь небольшой по обему улей занят был червой, придававшей ему тяжесть, но мешавшей складывать мед; впоследствии черва вывелась, но меда уже не было в природе. Другое дело было бы, если бы пасечник уничтожил или запер перед взятком матку (гл. XV, §§ 6, 7).

 

17. Подобными примерами вы вселите в учениках уверенность, что благодаря вашим указаниям, дело у них пойдет иначе, чем у соседей. Не нужно только последних поднимать понапрасно озлобляя их против себя. Кончайте урок в то время, когда дети не устали еще и хотели бы заниматься дальше. С особенным нетерпением они ожидают занятий следующего дня, если им предложить обдумать задачу. Она сострит из какого-либо вопроса, решение которого хотя и не было сообщено, но может быть найдено на основании уже напр., после сообщения о сроках развития пчел, можно предложить подумать о том:

 

Как и когда можно узнать, заложен ли маточник на яичке, или на 1-3-дневном червячке?

 

Ответ: свищевый маточник, заложенный на свеже снесенном яичке, будет запечатан через 9 дней, на только-что вылупившейся 6 дней; поэтому следовало бы через 5 дней уничтожить все запечатанные маточники, оставив незапечатанные еще; незапечатанные были заложены на очень молодых лечинках и дадут лучших маток.

 

Как узнать, из какого улья вышел рой, привившийся уже к ветке? Ответ: вечером 10-20 пчел роя обсыпать мукой, бросить на воздух и посмотреть, в который из ульев они будут проситься. Всякий ученик приготовит себе ответ и не дождется узнать, верен ли он, или нет. Хороши также задачи. допускающие много решений.

 

Например, как заставить пчел не роиться? Ответ: увеличить гнездо застроенными вощинами; дать сеголетнюю матку; уничтожить маточники; убрать черву; зарешетить на несколько дней леток сеткой Ганнемана; держать в тени и т. д..

 

Благодаря этим урокам, у вас к весне будут пчеловоды, довольно твердо знающие свое дело, им остается только привыкнуть к живым пчелам и на них еще раз повторить все пройденное зимою.

 

19. Наиболее успешно дело пойдет, если один из ульев будет предназначен для того, чтобы наделять одного из учеников, занимавшегося уже одно лето роем. По всей вероятности, и некоторые другие ученики, заинтересованные новым делом, пожелают приобрести самостоятельно отдельные рои пчел на стороне или у родственников. Вы им, если можете, не отказывайте в помощи, но только ставьте непременным условием пребывание их собственных ульев на школьной пасеке, по крайней мере, в продолжение двух лет. Это будет чрезвычайно полезно тем, что спасет юного пчеловода от крупных ошибок, очень возможных при над ульем за глазами учителя. Каждое лето школьный улей будет наделять одного ученика роем, а ученики, получившие пчел в предыдущие года, обязаны по-братски подкрепить этот рой рамками с вощиной даже с червою. Еще с весны ревопрос общим голосованием, кто из учеников летом школьный рой, при чем принимается во внимание не только успешность, но и большая или меньшая трудность приобрести собственный рой. Указанный ученик делает для себя улей и начинает ухаживать за тем школьным ульем, рой из которого он получит. С этого времени к последнему ни вы, ни ученик не имеете права дотронуться во время отсутствия одного из вас. Ученик показывает вам каждое воскресенье улей, исполняет при вас нужные работы и, таким образом, лично воспитывает и подготовляет для себя рой. Этот искусственный или натуральный рой, когда он будет взят, поступает в распоряжение ученика, но опять-таки с условием- работать в нем только с вашего ведома. Улей же материнский сейчас же передается на попечение нескольких кандидатов на рои следующего года. Только приплод от подаренного роя поступает в полное распоряжение владельца и может быть унесен с пасеки к нему на дом. Но это не желательно. Гораздо лучше убедить ученика продолжать размножать пасеку тут же в школе, и советом, и инвентарем, и это подготовит вам почву для большой коллективной пасеки, удобство ведения которой будет для каждого. воспитает и образ мыслей учеников, как будущих членов кооператива, привьет коллективистические взгляды.

 

Действуя так и пожертвовав всего одним ульем, вы вскоре образуете в вашем селе и его окрестностях тесно связанный между собою и школой кружок пчеловодов. Поддержка школы то в виде данного на прокат медомета, или вафельницы для изготовления искусственной вощины, то в виде совета, будет им чрезвычайно дорога. Все тогда можно делать сообща и дешево для каждого, со взаимной поддержкой, на общий риск. Пожертвованный улей через шесть лет может расплодить между крестьянами 90 слишком рамочных ульев, не считая тех, которые заведут крестьяне самостоятельно, увлекаясь общим примером. Существование разборного улья только и возможно в руках сведущего человека, и потому всякая рекомендация его, пользование им без совместного обучения, тормазит, а не улучшает народное пчеловодство, ведомое хотя бы в самых неудобных колодах.

 

20 Если у вас в селе имеются уже пчеловоды, хотя бы с неразборными ульями, то постарайтесь с ними сойтись потеснее: наверное между ними найдется несколько ек, которые согласятся, имея во главе вас, образовать пчеловодный кооператив. Образец устава кооператива приложен в конце книги.

 

Основав кооператив из наиболее общему делу пчеловодов, вы к своей культурной будете притягивать все новых членов и превращать ее в коллективную силу, которая полностью использует удобства, даваемые кооперативу в области сбыта воска, меда, засева медоносных растений, в устройстве мастерских для изготовления пчеловодных вощины, в области организации местных курсов пчеловодства и пр. Благодаря материальной ответственности членов за операции кооператива ему открыт широкий кредит, а возможное и крайне желательное вступление его в более крупные союзы еще более делает его организацией. Путем преподавания пчеловодства и устройства кооператива и союзов действительно можно поднять народное пчеловодство и поставить ею так, как оно поставлено за границей, благодаря существующей там всеобщей грамотности. Только этим путем мы сможем использовать благодатные условия и успешно бороться с иностранной конкуренцией. Если мы возьмем книгу Die Biene in der Welt (пчела на земном шаре), то мы увидим, что на восточном материке мы стоим вне конкуренции по условиям медосбора; и только Америка может быть приравнена к нам. Вся беда в нашей неорганизованности.

 

По поводу летних занятий с учениками отмечу, что хорошо иметь на пасеке небольших на американских рамок; их ученики называют ульями - мучениками, так как с ними проделывается много раз одна и та же работа для ученической практики. Если для этого нормальными ульями, - то это, отнимает много времени, напр., отыскание матки в сильной семье, да и тяжело ложится на доходность пасеки, так как всякая работа з улье, в особенности с дымом, тормазит работу самих пчел и дома и в поле. Имея эти небольшие ульи, ученикам по очереди предлагается, напр., подсилить один другим, расширить или сузить гнездо рамками с искусственной вощиной, сушью и пр.; давать матку или маточники разными отраивать так или иначе, потом снова соединять их и пр. При таких работах одна рамка считается за две. Один ученик делает все время обясняет, почему надо поступить так, а не иначе, остальные наблюдают, отмечают промахи ведут по поводу их беседы совместно с учителем, а потом по очереди заменяют товарища, выполняя другие работы. Это не только укрепляет знания, но дает навык, уверенность в а все это вместе любовь к пчеловодству вообще.

 

Бывают случаи на пасеке, относительно которых можно пожелать, чтобы они встречались пореже, но все-таки с ними надо ознакомить учеников. Напр., следует что улей болен гнильцом, и вместе с учениками провсети полный курс лечения его. черву и мед вы не будете перетапливание, а, перенеся в другой поставите под налет какой-нибудь сильной семьи.

 

Другой пример: поместите в стороне от пасеки какой-нибудь искусственный рой и, когда он искусственно вызовите на него напад (неправильной подкормкой, чересчур широким летком и т. п.); на этом улье ученики увидят, как постепенно развивается напад и как с ним вступают в борьбу.

 

Если мы, напр., зарешетим ганнемановской решеткой леток у имеющего не плодную матку, то через полтора получим трутневую матку. Если дадим воспитать свищевых маток, а затем удалим матку до ее оплодотворения, то получим вскоре трутовку и вместе с тем материал для показательных работ по исправлению этих ульев и т. д.

 

Наконец, школьная пасека должна до некоторой степени носить характер опытный. Нечего задаваться целями делать научные открытия, производить научно обставленные с точнейшими приборами отняло бы чересчур много времени и составляет задачу специальных учреждений: опытных станций и пасек. Но вам можно иметь несколько термометров, в том числе максимальный и минимальный, гигрометр, чтобы наблюдать зависимость взятка от температуры и влажности воздуха, записывать время зацветания главных Можно, применяя на отдельных нормальных ульях те или другие приемы и методы пчеловождения, выяснять пригодность их для данной местности. Проверять, как отзывается на продуктивности семьи полное отсутствие в ней трутней, или наоборот, полная свобода их размножения. Возможность или невозможность пчелам отстроить вощину. Влияние спекулятивной подкормки; влияние утепления гнезда; влияние теплого и холодного заноса в ульях значение поения пчел в улье. Оплодотворится ли молодая матка при наличности в клеточке старой плодной матки и т. д. и т. д.

 

Литература даст вам массу тем, разрешаемых при помощи самых простых приборов. Для определения количества червы в улье, напр., служит рама, в которой натянуты горизонтально и вертикально проволоки, на расстоянии 2 сант. одна от другой. Приложив эту раму к рамке, вынутой из гнезда, мы сразу видим, сколько квадр. сантм. занимают черва, мед.

 

На специальных опытных пасеках наблюдения делаются параллельно над 2-мя или партиями ульев, штук по в каждой, чем каждая перед опытом уравнивается по качеству ульев одна с другой, в каждой находится одинаковое число слабых, средних и сильных ульев, а затем к каждой партии применяется особый испытываемый прием.

 

Для вас. конечно, это будет недоступно, но самое пронаблюдавший над ульями имеет для учеников большое педагогическое значение, приучая их вникать в сущность относиться к ней вдумчиво. Все добытые путем опыта и наблюдения фиксируются в журналах пчеловодного кружка и служат темой для обсуждений во время заседаний. Необходимо вести на пасеке ежедневную запись состояния погоды, цветения медоносов, лета пчел, веса контрольного улья и др. явлений из жпзни пасеки. Это приучает к аккуратности, наблюдательности и дает богатый материал для выводов и На основании ежедневных записей ученики старших групп могут впоследствии составить диаграфики (данных контрольного улья, температуры, продолжительности цветения тех или иных медоносных растеи т. п.). Такого рода работы пополнят ваш небогатый уголок пчеловодства в школе.

 

Было бы непростительным не летнего времени для собирания разного рода коллекций по пчеловодству (напр.. развитие червы , родственники пчелы и их постройки . враги растения , постепенное вощины и т.

 

Конечно, пока вас пасека состоит всего из нескольких ульев, и эти небольшие операции представляли бы собою чересчур большую жертву; но когда пасека несколько разжертва эта будет сравнительно с тем духовным удовлетворением, которое она дает в сознании, что приносишь большую пользу ученикам, а их интерес и увлечение такой работой составляют награду, какую перечувствовал не раз любящий свое

 

Когда ваша школьная пасека разрастется, то могут оказать школе большие услуги при работах на пасеке. Каждому из старших учеников должно быть дано известное число ульев для производства в них сезонных работ, и вам останется только следить за и своевременным выполнением их. Возможно также выполнение какой-либо работы (напр., упаковка ульев к перевозке, подкормка, роение и т. д.) всеми учениками сразу. В этих случаях дело идет лучше, если оно ведется по команде. Для примера расскажу, как мне не раз приходилось отраипри помощи учеников целую пасеку. Предположим вы желаете заселить 20 имеющихся у вас пустых ульев. Отметьте 20 сильных ульев плюсами( + ) и другие. 20 сильных минусами Ученикам заранее в чем дело и затем исполняется все по , команде. Поставьте пустые ульи вплотную с левой стороны к тем, которые отмечены крестиками .- Петров, в теток каждого улья с крестом пусти из по два по три клуба в тех и ульях Сосчитайте число рамок с медом и тех и других переставьте в новый улей так, чтобы во всех ульях  рамки с червой (т.-е. по возможности, в середине, а по сторонам рамки с медом или с Отметьте на земле, палочкой или камешком, где приходится леток улья с его вправо на столько, чтобы расстояния между палочкой летками обоих ульев были одинаковы, т.-е. поставьте на пол-лета, ну, теперь После обеда мы отмечаем буквами те половинки семей, которые внешние признаки безматочности. А на другой день перед уроком опять по команде переносим ульи с буквами бм к ульям с минусами. Во время перерыва раздавались заранее вырезанные из неделю тому назад племенных ульев и на в коробку с ватой и спрятанных для теплоты в боковой карман так, чтобы маточников находились в естественном положении, т.-е. книзу.

 

Маточника я сам с а остальные прививают каждый в своем улье, и вы только следите, чтобы все было сделано аккуратно. Два ученика с дымарями спешат на помощь то тому, то другому товарищу. Наконец, на день ульи с буквами бм сразу ставятся или пол-лета с ульями с минусами, или на их в последнем случае минусы относятся в сторону. Работа заканчивается распоряжением: по три рамки по три рамки искусственной вощины .

 

После этой работы на общем заседании кружка обсуждаются все проделанные приемы и дается соответствующая оценка коллективно.

 

Для точности работы кружка, для учета как так и работы его членов необходима целесообразная его организация и ведение Образец книги, которая необходима на каждой пасеке, я привел в настоящей книге; что же касается книжек для самого кружка. то необходимыми являются: книга протоколов собраний кружка, табель посещаемости занятий и работ на пасеке, табель нарядов на дежурство.

 

В настоящее время оценено значение экскурсий раз при школе у вас будет образцово ведомая пасека, то без сомнения она будет привлекать внимание соседних школ и кружков.

 

бы печально, бы прибывшей экскурсии пришлось ограничиться только поверхностным осмотром пасеки. Весьма желательно провести с ними беседу, захватывающую пчеловодство несколько глубже. детьми младшего возраста всякий нас сумеет провести такую беседу; она будет сводиться к истории пчелы и страницы, относящиеся к ней.

 

Я в книге приспособил для подобной беседы с маленькими экскурсантами. Необходимо привлекать членов кружка к роли проводников для малых экскурсантов. Это вызовет со стороны всего кружка ответственности за степень своей подготовленности, с одной стороны, а с другой, сможет привить определенные общественные навыки, так необходимые обыкновенно застенчивым деревенским мальчикам, а подчас и юношам. Юные гиды должны поочередно давать отчеты в кружке о экскурсии, заданных вопросах, ведя всему учет. В свою очередь, необходимо сделать ряд своего кружка на пасеки крестьянские и соседних школ, чем каждая экскурсия должна быть хорошо обдумана, иметь определенную цель, роли распределены, а добытый материал соответствующим образом обдуман и обсужден кружком вместе с его руководителем. Произведя ряд таких экскурсий, можно сделать выводы о состоянии пчеловодства в том или другом селе или районе. Выводы можно представить в диаграмм, снимков и в свою очередь приведет к пополнению пчеловодного в школе. Для экскурсантов же старшего возраста я выбрал из накопившихся у меня бесед небольшой по особенно заинтересовывал слушателей.

Прилагаю его потому, что, может он с некоторым интересом прочитается многими начинающими пчеловодами.

Оставить свой отзыв - мнение или совет:


   

Книги отцов - опыт дедов  

   

Поиск по библиотеке:  

   
© • Paseka.pp.ru 2010 - 2016 • Энциклопедия пчеловодства - Библиотека пчеловода - книги отцов - опыт дедов • [email protected]