ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ПЧЕЛОВОДСТВА


Пчелы - древнейшие обитатели нашей планеты. По данным палеонтологии, они существовали уже в третичном периоде Земли, т. е. примерно 55-60 млн. лет до появления первобытного человека. Как свидетельствуют памятники материальной культуры, пчелы всегда играли определенную роль в жизни людей.

Древнейший памятник, наскальное изображение охоты первобытного человека за медом, найден в Испании, недалеко от города Валенсии; он относится к каменному веку.

У всех древних народов пчелы занимали в жизни особое место в сравнении с другими насекомыми и животными; о них слагали мифы, легенды, сказания, сказки. В Древнем Египте пчелу почитали и изображали на обелисках. Царь Минос, объединив Верхний и Нижний Египет, сделал эмблемой Верхнего Египта цветок лотоса, Нижнего - пчелу. Египтяне, выражая свою покорность фараону, на прошениях рисовали пчелу как эмблему преданности. Они считали пчел своими верными помощниками в борьбе против злого бога тьмы Аримана. Египтяне «видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к опасности и смерти, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. На гробницах первой династии фараонов (3200-2780 гг. до н. э.) изображена пчела. 

Древние египтяне широко и успешно применяли кочевое пчеловодство. Они перевозили пчел на лодках по Нилу из Нижнего Египта в Верхний, где медоносные растения цвели на 6 недель раньше, и с большим сбором меда возвращались домой. Египтяне в те далекие времена держали пчел в переносных ульях в виде плетеных из тонких прутьев ивы корзин или в горшках из обожженной глины, а отверстие летка закрывали камнем. ДРЕВНИЙ РИСКНОК ПОЛУЧЕНИЕ МЕДА

В Древней Индии пчелы считались священными спутниками богов. Бог Вишну, который олицетворял солнце п давал жизнь Вселенной, изображен в виде маленькой пчелки, отдыхающей в чаше цветка лотоса. Бог Кришна изображен с летающей над его головой пчелой голубого цвета; бог любви Кама - с луком в руках, на котором тетиву составляли цепляющиеся друг за друга пчелы (это символически показывало, что стрелы бога кроме ЛЮБВИ приносили и страдание). В народной поэзии также можно найти ряд примеров замечательной деятельности пчел. 

Дошедшие до нас памятники культуры показывают, что в конце III и в начале IV тысячелетия до н. э. жители Вавилонского государства успешно занимались пчеловодством. 

Ассирию в I тысячелетии до н. э. называли страной меда и масличного дерева. Ассирийцы покрывали тела умерших воском и погружали в мед. Они обращались с пчелами очень искусно: им был известен какой-то звуковой «секрет», дававший власть над пчелиным роем. Обладая этим секретом, они могли выгнать пчелиный рой из улья и снова его туда загнать. 

Знаменитый римский поэт и пчеловод Вергилий (70- 19 гг. до н. э.) писал, что, играя на цимбалах, можно посадить рой. (В научной литературе последних лет отмечалось, что звук частотой 600 Гц от лампового вибратора и громкоговорителя, установленного на расстоянии 60-120 см от улья, заставляет пчел «застывать» на соте. Однако этот звук очень неприятен пчеловоду.) 

В Палестине пчеловодство было известно около 4 тыс. лет назад. В Библии неоднократно упоминается о Ханаане - земле с текущими по ней молоком и медом.

В Древней Греции успешно использовалось кочевое пчеловодство: греки отправляли на кораблях ульи с пчелами в районы, где цвели медоносы. В храме Артемиды в городе Эфесе статую богини украшал венок фруктовых веток с отдыхающими на них пчелами. Жрицы этого храма назывались мелиссами (пчелами). Гербом богатого города Эфеса было изображение пчелы.

Во время жертвоприношений в Древней Греции и Риме животных и фрукты обливали медом. 

Более двух тысяч лет назад племя урарту - предки современных армян, а также грузины и другие народы использовали пчел в мирное время для получения меда и воска, а в военное время - для борьбы с иноземными захватчиками, которые часто двигались с Востока. Эти народы умело пользовались пчелами-воинами, от жал которых часто в панике отступали целые полчища храбрых и вооруженных до зубов воинов.

Известно, что во время крестового похода английский король Ричард I при осаде крепости Акру успешно применил в борьбе с противником пчелиные рои, которые находились в больших глиняных горшках-ульях. При помощи катапульты его войска забросили несколько сот глиняных ульев с пчелами, и в результате турки вынуждены были бежать под натиском пчел, которые безжалостно их жалили.

Известен и такой случай. На небольшом морском судне, экипаж которого состоял из 40-50-ти человек, было несколько ульев из обожженной глины. Капитан судна решил сразиться с преследовавшей его турецкою галерою, на которой численность команды достигала 400-500 человек. В момент атаки ульи были сброшены с мачты судна на галеру, разбились на мелкие куски, и пчелы разлетелись. Турки, не ожидавшие такой необычной атаки, оказались совершенно беззащитными против нападавших на них пчел и стремились только поскорее от них избавиться. Экипаж судна, вооруженный перчатками и лицевыми сетками, бросился на турок с саблями и быстро овладел галерою.

Имеются указания на то, что армия турецкого султана Амюрата, осадив Альбе-ля-Грек и разрушив окопы, столкнулась с защищавшими бреши пчелами, ульи которых были принесены на развалины. Янычары не сумели переступить пчелиную преграду. Таких случаев история сохранила много. 

Медоносные пчелы - обитатели Старого света: Европы, Африки, Азии. В Новый Свет - в Америку, Австралию и Новую Зеландию - пчел стали завозить только в XVI в. В 1530 г. пчел завезли из Португалии в Бразилию, Южную, Центральную и Северную Америку; в 1822 г.- в Австралию, а в 1842 г.- в Новую Зеландию.

Археологические раскопки, устные предания и летописи повествуют о том, что наша Родина начиная с _ седой древности славилась высокоразвитым пчеловодством. Геродот, древнегреческий историк (500 лет до н- э.), писал о скифах, которые жили на территории нашей страны и вели обширную торговлю медом и воском. Около двух тысяч лет назад племена урарту занимались пчеловодством и содержали пчел в ульях, изготовленных из прутьев, обмазанных глиной.

В летописях Нестора (1056-1114) сказано о широком распространении на Руси пчеловодства. В ту пору мед и воск служили не только для удовлетворения потребностей населения, но были также основными продуктами торговли с Грецией. 

В Новгородской летописи (1016) изложены законоположения относительно русского бортьевого пчеловодства: за порчу бортных деревьев или выломку меда взимался большой штраф. В древнем Новгороде мед считался товаром исключительной важности и служил выражением ценности: его можно было давать в долг за проценты. Кредитные операции с медом назывались тогда «наставом на мед».

Путешественник Галл, посетивший в начале XI в. некоторые западные и южные области нашей страны (ныне Украинская ССР), писал в «Хронике», что «видел в этой земле удивительное множество пчел, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие меда и воска». Б. И. Греков и А. Якубовский, рассказывая о Золотой Орде, приводят список товаров, которые шли по волжскому пути «из Булгар в Хорезм». Среди этих товаров мед занимает видное место. постановление ленина об охране пчеловодсва

В Древней Руси ежегодно поздней осенью князь со своей дружиной отправлялся «на полюдье», т. е. собирать дань. Князь получал с подвластных селений мед, воск, меха. В феодально-крепостнической России крестьяне отдавали феодалу за оброк мед.

Расцветом примитивного пчеловодства (бортничества) считают XVI и начало XVII в., когда пчеловоды (бортники) собирали большое количество меда. Бортники с одной только Лебединской дачи («Угожи») в Киевском полесье получили 24 тыс. пудов меда, а таких дач тогда насчитывалось не менее тысячи, следовательно, было получено 24 млн. пудов меда. Таким образом, одно бортьевое пчеловодство могло доставлять нашим предкам меда и воска на 1 млрд. рублей, не говоря о прибыли от домашнего. «Не удивительно, что отечество наше и недавно славилось медом за границею и называлось медотекущим» (Витвицкий, 1861).

В 1523-1524 гг. Альберт Кампензе в донесениях римскому папе Клименту VII «О делах Московии» сообщает о значительном сборе меда и воска в России. Он указывает, что население держит близко от своих жилищ «домашних» пчел, которые передаются по наследству из рода в род.

В XVII в. часто встречались деревни и села, население которых занималось только бортничеством. В начале XVIII в. бортничество постепенно приходит в упадок. Оно начинает терять экономическое значение главным образом в связи с усиленной рубкой леса. В результате пчелы лишались богатейшей кормовой базы. Развитие винокуренной, а затем сахарной промышленности также значительно способствовало сокращению бортничества.

Пчеловодство в это время стало резко сокращаться и в Европе. Открытие Америки и морского пути в Ост-Индию указало новые пути мировой торговли. В Европу мед начали доставлять из других частей света. Только Америка ежегодно вывозила в Европу 500 тыс. ц меда, а из вновь открытых стран завозили огромное количество сахара, который стал сильным конкурентом меда. Крестьяне начали вводить новые культуры (картофель, свеклу). Площади под свеклой и картофелем увеличивались за счет значительного сокращения медоносных пастбищ. 

Большое влияние на пчеловодство в условиях оказал талантливый украинский пчеловод Петр Иванович Прокопович (1775-1850). Он изобрел первый разборный рамочный улей. Это изобретение рационализировало технику пчеловодства, значительно повысило его продуктивность и доходность. Улей Прокоповича избавил пчеловодство от «роебойной» системы, при которой наиболее сильные семьи пчел, собравшие много меда, «закуривались» - уничтожались. 

Несмотря на большие достижения в пчеловодстве, капиталистический уклад не способствовал развитию этой важной отрасли сельского хозяйства. В 1910 г. в России насчитывалось 5715 тыс. семей пчел, из которых только пятая часть содержалась в рамочных ульях, и экспортировалось 1 957 450 пудов меда «Ежегодник России» (1910) сообщал, что во всей стране насчитывается 6 309 043 улья; из них колодных 5 111 900 и рамочных 1 193 143. В России в то время было продано 1 987 450 пудов меда. Воска добывалось 285 и ввозилось 210 тыс. пудов. Сильно пострадало отечественное пчеловодство в годы первой мировой и гражданской войн. 

5 апреля 1919 г., когда молодая Советская Республика вела ожесточенную борьбу с многочисленными внутренними и внешними врагами, В. И. Ленин подписал проект постановления об охране пчеловодства . Это был первый советский закон, регулирующий правовые вопросы пчеловодства и защищающий интересы пчеловодов.

В. Д. Бонч-Бруевич к 30-летию декрета об охране пчеловодства писал, что в тот тяжелый период В. И. Ленин очень много времени уделял хозяйственному строительству в нашей молодой республике, в частности сельскому хозяйству. По его указанию были разработаны, утверждены и введены в жизнь законы о племенном скотоводстве, о совхозах, сельскохозяйственных коммунах, колхозах, о механизации сельского хозяйства. Было обращено внимание и на старинную отрасль сельского хозяйства - пчеловодство.

На VII съезде Советов было сказано: «...Имея в виду, что пчеловодство играет огромную роль не только как высокодоходная отрасль сельского хозяйства, а одновременно с этим является важнейшим средством повышения урожайности семян кормовых культур, в частности клевера, съезд Советов предлагает Наркомзему СССР и Наркомсовхозов разработать конкретные мероприятия по развитию этой отрасли хозяйства в совхозах, в колхозах и у колхозников и мероприятия по производству и снабжению пчеловодным инвентарем и по подготовке кадров пчеловодов».

Расцвет коллективного хозяйства и пятилетние планы развития народного хозяйства создали благоприятные условия для развития пчеловодства. К 1940 г. Советский Союз имел 10 млн. пчелиных семей и занял первое место в мире по сбору меда. В период Великой Отечественной войны пчеловодство пострадало: немецко-фашистские варвары разграбили тысячи колхозных и совхозных пасек и уничтожили свыше 2 млн. семей пчел. Благодаря неустанной заботе Коммунистической партии и Советского правительства колхозно-совхозное пчеловодство восстановлено.

В настоящее время в СССР насчитывается около 10 млн. пчелиных семей. В Обращении Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров Союза ССР к колхозникам, колхозницам, работникам МТС и совхозов, к партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, к советским и сельскохозяйственным органам, специалистам и ко всем работникам сельского хозяйства записано: «Теперь, когда наше сельское хозяйство находится на крутом подъеме, не лишним будет напомнить также о пчеловодстве. Мед нам очень необходим. Пчеловодство там, где оно поставлено хорошо и поручено добросовестным людям, любителям этого дела, для хозяйства бывает очень выгодным, приносит большие доходы. Пчеловодство играет также большую роль в повышении урожайности плодово-ягодных и других сельскохозяйственных культур. Между тем эта отрасль сельского хозяйства многими руководителями колхозов и совхозов недооценивается»

В настоящее время в Советском Союзе создана наука о медоносных пчелах, а передовые пасеки страны оснащены механизированной и автоматизированной техникой, облегчающей трудоемкие процессы. В свете решений XXIV съезда КПСС пчеловоды СССР будут еще более рационально использовать огромные медоносные и пыльценоспые богатства нашей страны на благо советских людей. 

Старейший деятель Апимондии  Луис Жюль Рудольф Ридер ван Риппард (Нидерланды) на XXIII Международном конгрессе пчеловодов в Москве в 1971 г. произнес яркую и очень содержательную речь на тему «Перспективы и задачи Апимондии в укреплении международного сотрудничества в области пчеловодства», в которой указал: «Советский Союз является страной, где пчеловодство весьма развито... Советское пчеловодство изумляет своей продуктивностью все остальные страны мира».

Оставить свой отзыв - мнение или совет:


   

Книги отцов - опыт дедов  

   

Поиск по библиотеке:  

   
© • Paseka.pp.ru 2010 - 2016 • Энциклопедия пчеловодства - Библиотека пчеловода - книги отцов - опыт дедов • [email protected]