ПАСЕКИ НА ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКАХ


М. И. Калинин, обращаясь к пионерам и школьникам, говорил: «Хорошо быть пионером в Советской стране. Пионерский возраст - это самые лучшие годы в жизни человека. Вас все любят, вы окружены всеобщим вниманием и заботами, вы - радость и надежда советского народа. Но перед вами еще более светлое будущее. Будьте готовы встретить это будущее достойными наследниками!» 

В нашей советской школе детям прививается любовь к книге, труду и родной природе. Многие школы имеют свои опытные мичуринские участки, где школьники непосредственно изучают жизнь природы, ставят интерес ные биологические и ботанические опыты. На многих пришкольных участках имеются ульи с пчелами, и учащиеся с огромным увлечением наблюдают за жизнью пчелиной семьи. Жизнь пчел исключительно интересна для изучения. Имея на пришкольном участке даже один улей с пчелами, школьники имеют возможность проследить весь путь развития пчелиной семьи. Школьники узнают, что пчелиная матка откладывает в сотовые ячейки оплодотворенные яйца, из которых затем развиваются пчелы-труженицы, и неоплодотворенные, из которых рождаются самцы-трутни, при каких условиях из оплодотворенного яйца может развиваться пчела-работница, а при каких - пчелиная матка и т. д. Возле улья, особенно остекленного, школьники могут изучать, какое влияние на развитие организма пчел оказывает внешняя среда, т. е. питание, тепло и другие условия.

Разве можно описать, какой огромный интерес представляет наблюдение за жизнью пчелиной семьи, сколько; радости доставляет наблюдение за пчелами. Сказочно увлекательны наблюдения за жизнью семьи пчел, за их работой в восковом дворце, за тем, как они охраняют свое жилище, как искусно строят соты, которые затем наполняют сладким ароматным медом, и т. д. 

Огромный интерес для школьников представляет также рассмотрение под микроскопом различных органов пчелы-труженицы, трутня и пчелиной матки. Сохранились яркие описания, повествующие о том, что, когда Петр j был в Голландии, он очень заинтересовался изобретенным Антоном Левенгуком микроскопом. Петр I был изумлен, когда увидел под микроскопом жало пчелы с его острыми зазубринками. В наши дни не только городская, но и сельская школа имеет микроскоп, который увеличивает во много раз больше, чем микроскоп Левенгука. Рассмотреть у пчел простые и сложные глаза, хоботок, медовый желудочек, мальпигиевы сосуды, жало и т. д. представляет для наших любознательных школьников огромный интерес.

В школе Старо-Бешевского района на Украине колхозных детей с большой любовью обучает пчеловод-любитель учитель Василий Трофимович Цыс. 

В ноябре 1943 г. среди героев Советской Армии, успешно форсировавших Днепр, был и командир взвода В. Т. Цыс. За проявленный героизм и бесстрашие при выполнении этого боевого задания Указом Президиума Верховного Совета СССР В. Т. Цысу было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания Великой Отечественной войны он снова стал учителем школы родного села, а в свободные часы работает на своей пасеке, помогая также колхозным пчеловодам. В Ново-Екатериновской школе учатся 320 учащихся, и большинство из них часто бывает на пасеке у своего учителя. С большим удовольствием рассказывает Цыс своим ученикам о жизни пчелиной семьи, о том, какую огромную пользу приносят пчелы человеку медом, воском, повышением урожайности сельскохозяйственных культур.

В селе Печерка на Урале, на пасеке учителя Трубина, а также на пасеке, организованной учителем Гпзатуллиным в Татарии, всегда много школьников, которые с большим энтузиазмом работают на пасеке. Таких энтузиастов-учителей, которые стремятся привить школьникам любовь к пчелам, к родной природе, у нас немало. Более четырех десятилетий назад В. Ф. Горский в своей книге «Пятьдесят советов пчеловоду» писал: «Помоги, если это нужно, материально сельскому учителю организовать пасеку. Благодаря такой пасеке дети, обучающиеся в школе, узнают о пчелах; некоторые из них заинтересуются и со временем сами сделаются сознательными и культурными пчеловодами». 

Великий пролетарский писатель Максим Горький, рассказывая об Антоне Павловиче Чехове, вспоминал: «Однажды он позвал меня к себе в деревню Кучук-Кой, где у него был маленький клочок. земли п белый двухэтажный домик. Там, показывая мне свое «именье», он оживленно заговорил: «Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для больных сельских учителей. Знаете, я выстроил бы этакое светлое здание - очень светлое с большими окнами и с высокими потолками. У меня была бы прекрасная библиотека, разпые музыкальные инструменты, пчельник (разрядка моя.- Н. И.), огород, фруктовый сад, можно бы читать лекции по агрономии, метеорологии. Учителю нужно все знать, батенька, все!».

На долю советского учителя выпало самое большое счастье - воспитывать молодое поколение - строителей коммунистического общества, беззаветно преданных своей замечательной отчизне. Перед советскими школьниками - юными любителями пчеловодства открыты большие возможности в деле помощи лечебным учреждениям города и села. Если бы школьники - любители медицинского пчеловодства взяли шефство над районной или сельской больницей в деле обеспечения ее для лечения больных медом, цветочной пыльцой, живыми пчелами для апитоксинотерапии, они заслужили бы благодарность не только от медиков, но и от выздоровевших.

П. И. Бахметьев высказал идею охлаждения пчел, т. е. анабиоза. Теперь трудно себе даже представить, какое важное экономическое значение имело бы осуществление этой идеи в пчеловодстве - миллионы пчелиных семей находились бы в состоянии анабиоза п жили бы без зимнего корма и ухода до весны. Работать в этом направлении, разумно экспериментировать и добиваться успешных результатов - это подлинная романтика для юных пчеловодов.

Перед нашей славной молодежью стоит благородная задача: максимально использовать огромнейшие пищевые и лекарственные ресурсы нашей Родины на пользу советских людей. Нет никакого сомнения в том, что пионеры, комсомольцы, школьники - юные любители пчеловодства через несколько лет станут врачами, агрономами, юристами, журналистами, трактористами, квалифицированными рабочими, но они по-прежнему останутся страстными любителями пчеловодства.

Наша родина велика, обширна, богата. Несметные богатства, на которые мы часто не обращаем внимания, ежегодно зря пропадают. Сколько миллионов детских глаз ежегодно во время туристских походов видят огромные количества ценнейших и богатейших витаминных растений и плодов, которые без всякой пользы завянут и погибнут. Сколько цветочной пыльцы пропадает ежегодно, а ее можно было бы использовать в медицине, в витаминной промышленности, в птицеводстве и т. д. Собрать несколько килограммов цветочной пыльцы каждому школьнику не только легкое и доступное, но и интересное дело.

Оставить свой отзыв - мнение или совет:


   

Книги отцов - опыт дедов  

   

Поиск по библиотеке:  

   
© • Paseka.pp.ru 2010 - 2016 • Энциклопедия пчеловодства - Библиотека пчеловода - книги отцов - опыт дедов • [email protected]