Наша страна очень богата медоносными растениями. Они таят огромные запасы нектара. Сотни тысяч тонн этого целебного жидкого золота разлиты по цветущим лугам, полям и лесам. Но растут медоносы в разных местах, часто так далеко от пасек, что пчелы не могут до них долететь.
От своего гнезда за медом они могут летать за 3 - 4 км. Конечно, лучше, когда медоносы находятся ближе или совсем рядом. Тогда пчелы меньше затрачивают сил и времени, немного расходуют меда - своего горючего - на дорогу. Ведь пчела, умея определять расстояние до медоноса, в улье запасается сладким «бензином», чтобы его хватило в оба конца. Чем дальше источник нектара, тем больше наполняет она медовый желудочек. В итоге с отдаленных массивов каждый раз она приносит меньше меда, чем с ближних. Снижается и число рейсов. Чем ближе медонос, тем больше семья заготавливает меда. Поэтому пасеки подвозят к медоносам.
Перевозку пчел к источникам нектара пчеловоды называют кочевкой. Возможно, в те далекие времена, когда человек впервые взял диких пчел и вместе с гнездами перенес их из леса поближе к своему жилищу, и возникла мысль переезжать, кочевать с ними от медоноса к медоносу. Пчеловоды отыскивают цветущие массивы, определяют место стоянки пасеки, грузят ульи на автомашины и за ночь перебрасывают их на новые, более обильные нектароносные «пастбища».
За весну и лето пчел перевозят неоднократно. Сначала на рано цветущие растения - ивовые, потом в сады, на луговое разнотравье, затем на липу, следом - на гречиху, подсолнечник или на другие сильные медоносы. На целине пчеловоды перебрасывают своих пчел до десяти раз за сезон. Подвозят пчел к медоносам не только пчеловоды крупных пасек и ферм, но и пчеловоды-любители. У гречишного поля или на хлопчатнике, в липняках или на полях с медоносными кормовыми травами можно увидеть любительские пасеки и тут же походную палатку или небольшой разборный домик, где живут хозяева этих пчелиных поселков.
Чтобы необычные пассажиры перенесли высокие скорости на земле и в воздухе благополучно и не растерялись по пути, перевозку тщательно готовят. Этому свободному солнечному племени чужда какая-либо изоляция, а здесь приходится наглухо закрывать выход изтнезда. Даже от одного этого пчелы сильно возбуждаются. В ульях быстро поднимается температура. Почувствовав опасность, насекомые набирают в зобики корм, воздух в улье перенасыщается водяными парами и углекислым газом. А во время перевозки, особенно при толчках, возбуждение достигает предела. Создаются очень тяжелые условия. Семьи в течение каких-нибудь 5 - 7 минут могут погибнуть от недостатка кислорода, избытка углекислоты и влажности. Пчелы «запариваются», становятся черными.
Чтобы исключить такие последствия, надо обеспечить хороший доступ воздуха в гнезда. Вместо потолков на гнезда кладут кочевые сетки. Вентиляционная кочевая сетка - это рама высотой 40 мм по размеру корпуса улья, в которой натянута проволочная или капроновая сетка с ячейками 2x2 или 3X3 мм. Через нее влажный горячий воздух улья с помощью пчел-вентиляторщиц будет обмениваться с прохладным наружным воздухом. Во время движения создается ветерок, который обдувает улей и еще более усиливает вентиляцию гнезда. Создаются вполне нормальные условия.
Так как ульи разборные и состоят из отдельных частей, их связывают, чтобы они не рассыпались. Их скрепляют металлическими лентами и ремнями, замками, такими, как на молочных флягах, тросами.
Ульи грузят вечером, после того как все пчелы возвратятся домой. Автомашину загружают от кабины, опустив боковые и задний борта. В зависимости от того, какой высоты ульи (летом они выше, чем весной), их располагают в 2 или 3 яруса. Для лучшей вентиляции между ярусами кладут длинные бруски. Воз хорошо увязывают, чтобы ульи не сдвигались.
Из крупных пчеловодных хозяйств в ночь отправляются целые автопоезда, нагруженные ульями.
На новом месте их разгружают и тут же открывают летки. После ориентировочного облета без промедления пчелы включаются в медосбор. И будто не было этого трудного пути. Вновь начинают тяжелеть соты.
Да, за медом надо ехать. Мед теперь на колесах. Много получить его на одном месте в наше время, когда земли используются интенсивно, уже не удается. Труд, затраченный на кочевку, стократ окупается. Кто хоть раз подвезет пчел к цветущим медоносам и увидит, что это дает, тот навсегда останется пчеловодом-кочевником.