СБОР И ХРАНЕНИЕ ВОДЫ

Вода имеет различное применение в пчелином улье. Она нужна для пчел-кормилиц, которые используют ее всякий раз, когда разжижают зрелый мед, готовя личиночный корм. Когда в улье имеется свежий нектар, его обычно используют для этой цели, не разжижая. Следовательно, мы видим, что деятельность пчел-водоносов сильнее всего проявляется ранней весной, до начала медосбора, и что она фактически прекращается, когда нектар поступает в улей в изобилии, если только он не высококонцентрированный. В какой степени требуется вода взрослым пчелам, не установлено. Рабочие пчелы или матки, помещенные в клеточки на канди, с жадностью брали воду, если ее предлагали им, и жили дольше, чем пчелы, которым не хватало воды. Это показывает, что взрослые пчелы также нуждаются в воде.

Согласно Парку, когда пчела-водонос приносит свой груз в улей и вскарабкивается на сот, она начинает энергично танцевать. Обычно за каждой танцовщицей следует от 1 до 5 пчел, а танцовщица делает через более или менее длинные интервалы остановки, чтобы передать глоток воды одной из находящихся поблизости пчел. Иногда она танцует целую минуту, прежде чем отдаст свой груз. Войдя в улей в следующий раз, она исполняет краткий танец, а затем быстро разгружается. Иногда, прежде чем кончить танец, она быстро дает небольшие глотки последовательно 5-6 пчелам, а затем, потанцевав немного, передает остаток груза одной или двум пчелам. Нередко пчела-водонос снабжает за один раз 2-3 пчел. В некоторых случаях вся приносимая вода передается только 2-3 пчелам, в то время как иногда ноша одной пчелы может быть распределена даже между 18 рабочими пчелами.

Избавившись от ноши, пчела-водонос начинает готовиться к следующему вылету в поле, забирая немного корма от одной или большего количества ульевых пчел; если это не удается, она подходит к одной из ячеек и берет из нее капельку меда.

Но перед самым вылетом она почти всегда сильно ударяет хоботком между передними ножками, трет глаза и зачастую чистит усики. Затем она поспешно направляется к выходу. Эти приготовления и быстрый старт настолько характерны, что наблюдающий сумеет сказать, собирается ли пчела вылететь или просто перейти в другую часть улья.

В то время как пчела осуществляет эти приготовления, можно видеть, как одна из ее последовательниц вылетает из улья; до того как танцовщица избавится от груза, на поиски источника воды отправляются 12 или больше пчел. Иногда, прежде чем улететь, они берут немного корма у других пчел или из ячеек. По возвращении с водой они также исполняют танец. Водоносов, танцующих после прилета в улей, впервые наблюдал Парк.

В жаркую сухую погоду пчелы могут запасать воду в улье. Парк отмечал, что они заполняют водой небольшие ячейко-подобные вместилища на верхних брусках рамок, которые обычно сделаны из старого воска и прополиса, а также любые углубления в крышечках расплода. Сот выглядит так, словно его обрызгали водой и капли задержались на стыках шестиугольников. Линдауэр  видел также крошечные капельки воды в ячейках, особенно в тех, где находились яйца и личинки. Испаряясь, эта вода способствовала охлаждению улья и обеспечивала необходимую влажность воздуха, предупреждая высыхание личинок. Содержащаяся таким образом вода, очевидно, предназначена для немедленного использования в целях регулирования температуры и влажности воздуха в улье. Чтобы охладить улей посредством испарения, пчелы рассеивают воду и разгибают при этом хоботки [141]. При этом движении капелька жидкости растягивается в пленку, что сильно ускоряет испарение. Линдауэр показал, что такие движения, кроме того, помогают повысить концентрацию нектара и способствуют регулировке температуры воздуха в улье. Линдауэр показал также, что пчелы-водоносы активно исполняют танцы только тогда, когда улей перегрет (свыше 35°). Как только перегрев прекратится, таких танцев становится меньше и постепенно уменьшается количество пчел-водоносов.

Тем не менее в большинстве местностей испытывается острая нужда в каких-либо емкостях, в которых пчелы могли бы хранить больший запас воды, достаточный для того, чтобы в период выведения расплода ранней весной семья не нуждалась в воде в промежутки между благоприятными для лёта днями. Парк [177], наблюдая за пчелами в однорамочном стеклянном улье, обнаружил, что в таких случаях многие пчелы семьи держат воду в своих медовых зобиках. После того как пчела-водонос передала воду, ее брюшко уменьшилось, в то время как брюшко пчелы-«резервуара» остается раздутым. Пчелы, сохраняющие воду, были очень вялыми, они размещались скорее вокруг зоны выведения расплода, чем внутри нее. Если благоприятный для лёта день сменялся несколькими днями, когда источник воды становился недоступным, брюшки этих пчел резко уменьшались. Но в первый же из последующих лётных дней они вновь наполнялись водой.

В нескольких опытах находившуюся под наблюдением семью поили водой, окрашенной безвредной и не имеющей вкуса краской, так что ее легко было различить сквозь полупрозрачное брюшко пчел. Поилку поставили таким образом, чтобы можно было пометить любую пчелу, набравшую воду. У бака с водой редко появлялись немеченые пчелы, меченые же прилетали за водой повторно. К вечеру большие порции окрашенной воды были обнаружены у нескольких сотен немеченых пчел. Проверка показала, что эти «резервуары» были почти целиком заполнены водой. На следующее утро было обнаружено, что в качестве резервуаров использовалось около 1300 пчел, или половина семьи. Из 31 проверенной пчелы большинство содержало слегка разжиженный мед. Таким образом было обнаружено, что, сохраняя воду весной от одного лётного дня до другого, пчелы держат ее в чистом виде лишь несколько часов, а затем хранят в смеси с медом. В небольших количествах такой разжиженный мед иногда встречался в зоне расплода или рядом с ней; большая часть его находилась в медовых зобиках многочисленных пчел-резервуаров. Такое поведение объясняет, почему иногда ранней весной в ячейках, расположенных в зоне расплода или около нее, обнаруживают недавно отложенный мед, хотя медосбор еще не начался.

Парк пришел к заключению, что в жарких сухих условиях пчелы запасают воду в улье, чтобы регулировать температуру и влажность; в нормальных условиях умеренного климата вода, смешанная с медом, сохраняется в медовых зобиках многочисленных пчел-резервуаров.

Существует явная взаимосвязь между количеством особей и стадией расплода в улье, с одной стороны, и потребностью в воде, с другой. Эта нужда становится особенно острой, когда пчелы-сборщицы не могут вылетать из-за холодной дождливой погоды. Линдауэр подсчетом числа пчел-водоносов, ежедневно посещавших водные источники, и числа воспитываемых личинок установил, что для обеспечения кормом 100 личинок должны работать целый день около 5 пчел-водоносов. В улье без расплода пчелы не очень беспокоятся из-за колебаний температуры. Они избегают жарких мест, а если в улье не осталось ни одного прохладного уголка, скучиваются перед летком.

По Линдауэру пчелы-водоносы ориентируются в своей деятельности только по тому, насколько быстро забирают от них воду ульевые пчелы. Когда передача воды совершается в 2 мин, принос воды в улей идет непрерывно; если же на это уходит от 2 до 3 мин, пчела продолжает носить воду, но какое-то время остается в бездействующем состоянии в улье. Если же на передачу воды уходит больше времени, интервалы между вылетами увеличиваются; принос воды полностью прекращается, когда пчела не может освободиться от своего груза минут 10. Танцы водоносов также тесно связаны со временем передачи груза. Если оно меньше 40 сек, пчела-водонос почти всегда танцует. С увеличением времени танцы затухают и полностью прекращаются, когда на передачу воды уходит больше 2 мин. Линдауэр  полагает, что «время передачи само по себе является лишь грубым показателем того, нуждаются или не нуждаются в воде пчелы улья. Если имеет место острая нехватка, можно видеть, как пчелу-водоноса встречают у летка две или три пчелы; они жадно забирают воду и оживленно оглаживают друг друга усиками. Если нужда в воде умеренная, у летка ждет водоноса в лучшем случае одна пчела; пчела с водой вынуждена обойти сот, предлагая свой груз, пока его, наконец, не заберут ульевые пчелы; при этом они лишь слегка поглаживают сборщицу усиками. Если же пчелы больше не нуждаются в воде, прилетевшая с водой пчела будет ходить по сотам, тщетно предлагая свою ношу. Время от времени ульевая пчела попробует содержимое из ее рта, но тотчас же отдернет хоботок, почистит его и пойдет прочь; пройдет много минут, прежде чем пчеле-сборщице удастся опорожнить медовый зобик. Возможно, пчелы, носящие воду, приспосабливаются не столько ко времени передачи воды, сколько к жадному или равнодушному отношению ульевых пчел»,.

Линдауэр отвечает на вопрос о том, что стимулирует первую пчелу-водоноса принести в улей воду. Содержимое медового зобика у ульевой пчелы и у пчелы-сборщицы одинаковое благодаря передаче корма. Когда в улье начинает ощущаться нехватка воды и нет свежего взятка, содержимое медовых зобиков становится очень концентрированным. Ульевые пчелы начинают искать и выпрашивать воду, и это может побудить пчел-водоносов начать работать.

  1. Средняя продолжительность одного полета за водой сильно варьирует.
  2. Пчела обычно набирает воду в течение 1 мин и более, и чтобы пролететь расстояние в 400 м, она тратит 1 мин.
  3. Из всех вылетов из улья, которые отметил Парк, 67% длились до 3 мин, а 92% - менее 10 мин.
  4. Время, проведенное в улье, составляло 2-3 мин, редко пчела задерживалась в улье на 5 мин.
  5. Одна пчела-водонос совершала за день 100 и даже более полетов, но их среднее число, по-видимому, не превышает 50.
  6. Согласно Парку, максимальный вес водной ноши приближается к 50 мг, а обычный вес равняется около 25 мг.
  7. Среднее количество воды, принесенной в улей за день одной пчелой, совершившей 50 полетов и приносящей каждый раз по 25 мг, составит примерно чуть больше 1 г.
  8. Таким образом, чтобы наносить за день 500 г воды, потребуется почти 450 пчел.

Данные, полученные Парком в мае после одного дня содержания пчел в заточении (т. е. без вылета), показали, что в период от 6 ч 30 мин до 11 ч 15 мин утра три семьи принесли 85,113 и 229 г воды соответственно. При таком темпе принос воды за целый день может достичь 290 г, а в очень сильной семье - даже 450 г.

Ежедневная потребность пчелиной семьи в воде в период весеннего выведения расплода составляет в среднем, по-видимому, 150 г. Для сильных семей, особенно в жаркую засушливую погоду, она иногда превышает 450 г в день.

Оставить свой отзыв - мнение или совет:


   

Книги отцов - опыт дедов  

   

Поиск по библиотеке:  

   

Все статьи данной книги:

  1. ВТОРАЯ ЖИЗНЬ КНИГИ Л. Л. ЛАНГСТРОТА
  2. ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ ЛАНГСТРОТА
  3. ПЧЕЛОВОДСТВО МИРА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
  4. ПЧЕЛОВОДСТВО ОТ 1500 ДО 1851 Г.
  5. ПЧЕЛОВОДСТВО С 1851 Г.
  6. ВИДЫ ПЧЕЛ, ЭКОНОМИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
  7. СХЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЧЕЛОВОДСТВА В МИРЕ
  8. РАСЫ ПЧЕЛ
  9. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАС ПЧЕЛ
  10. РАСЫ ПЧЕЛ С УСТАНОВЛЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЦЕННОСТЬЮ
  11. ТЕМНЫЕ СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЕ ПЧЕЛЫ
  12. ИТАЛЬЯНСКИЕ ПЧЕЛЫ
  13. КРАИНСКИЕ ПЧЕЛЫ
  14. КАВКАЗСКИЕ ПЧЕЛЫ
  15. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЧЕЛ
  16. СЕМЬЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
  17. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ У ПЧЕЛ
  18. ЖИЗНЬ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ
  19. ГНЕЗДА МЕДОНОСНЫХ ПЧЕЛ
  20. МАТКА ПЧЕЛ
  21. ВЫВОД МАТКИ
  22. ДЕЛЕНИЕ НА СТАЗЫ
  23. НЕПЛОДНЫЕ МАТКИ
  24. СПАРИВАНИЕ И ОТКЛАДКА ЯИЦ
  25. ПАРТЕНОГЕНЕЗ
  26. РАБОЧИЕ ПЧЕЛЫ И ТРУТНИ, СТАДИИ РАЗВИТИЯ
  27. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ОСОБИ РАБОЧЕЙ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ
  28. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДОНОСНЫХ ПЧЕЛ
  29. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И ОРИЕНТИРОВКИ У ПЧЕЛ
  30. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОВЕДЕНИЕ ВНУТРИУЛЬЕВЫХ ПЧЕЛ
  31. ПОВЕДЕНИЕ ЛЁТНЫХ ПЧЕЛ
  32. СБОР И ХРАНЕНИЕ ПЫЛЬЦЫ
  33. СБОР, ХРАНЕНИЕ И СОЗРЕВАНИЕ НЕКТАРА
  34. СБОР И ХРАНЕНИЕ ВОДЫ
  35. ПЧЕЛЫ, СОБИРАЮЩИЕ ПРОПОЛИС
  36. РОЕНИЕ ПЧЕЛ
  37. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЧЕЛ БЕЗМАТОЧНОЙ СЕМЬИ
  38. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЧЕЛ ЗИМОЙ
  39. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАТКИ
  40. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУТНЕЙ
   
© • Paseka.pp.ru 2010 - 2016 • Энциклопедия пчеловодства - Библиотека пчеловода - книги отцов - опыт дедов • [email protected]